История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Античное искусство

Античное искусство явилось базой для искусства современной Европы, этим объясняется наше особое внимание к нему, хотя в странах древнего востока Индии, Китая, Японии также существовали интереснейшие самобытные художественные культуры. С образцами искусства этих стран можно познакомиться в Московском музее искусств народов Востока, а также используя материалы, хранящиеся в РГБ. Существует интересная научно-исследовательская литература по этой проблеме, она будет частично представлена в нашем пособии.

Античное искусство – это искусство Древней Греции и Рима. Греческая культура генетически (по происхождению) связана с более ранними культурами Крита и Микен, а искусство Рима находится в преемственной связи с греческим. Однако если римляне преклонялись перед греческим искусством, то греки классического периода не осознавали преемственности, связывающей их с Критом и Микенами, хотя Гомер повествовал в своих поэмах о событиях именно тех отдалённых времён.

Крито – микенская художественная культура

Критская культура включала такие виды искусства как театр, танец, музыка, архитектура, фрески.

Микены имели сложную систему оборонительных сооружений, микенский акрополь включал в свой ансамбль “Львиные ворота” с треугольным рельефом – две львицы, поставившие лапы на пьедестал колонны. Неподалёку, в захоронениях царей, были обнаружены ювелирные украшения и утварь, золотые посмертные маски. В Микенах находится гробница Агамемнона, её купол имел 33 кольца, около 1200 г. до н.э. Микены были разрушены, в Греции наступили “тёмные века”. Кносский дворец был раскрыт Артуром Эвансом. Итальянские археологи раскопали дворцы в Фесте, Агиа, Триаде. Большой вклад в изучение Трои внёс гениальный самоучка Генрих Шлиман.

Искусство архаики VIII – VI вв. до н.э.

Архитектура. Строились в основном храмы, жилые дома, сформировалась система ордеров.

Греческие храмы не были очень высокими, строили их на вершинах холмов. Их посвящали божествам, но местом собраний верующих они не были. Храм представлял собой прямоугольную постройку, окружённую одинарной или двойной колоннадой. Свет проникал только через дверь.

Типы храмов:

- диптер;

- толос;

 - периптер.

Система ордеров греческой архитектуры включала дорический, ионический, коринфский ордера.

Ордера различались по расположению колонн, по сочетанию несомых и несущих элементов, по их структуре и художественной обработке.

Скульптура.

В VII в. до н.э. существовала мраморная скульптура. Мрамор покрывали смесью воска и оливкового масла или смесью шафрана и молока, что придавало фигурам тон человеческого тела. Одежды, лоза, губы, волосы окрашивались. Статуи были двух видов:

- куросы – статуи обнажённых юношей, изображённых в статичных позах;

- коры – статуи девушек, одетых в пеплос.

Строение тела куросов предельно реальное. Лица без выражений, глаза навыкате, руки прижаты к телу. Фронтальность и “архаическая улыбка” – характерные признаки этой скульптуры.

Керамика.

Керамические сосуды были очень разнообразны по форме, размерам и назначению:

- амфора;

-  кратор;

- пифос;

- килик;

- лекиф.

Все эти виды сосудов были предназначены для бытовых нужд.

Панафинейские вазы – призы для победителей на играх VII в. до н.э.

До VIII в. до н.э. в керамике преобладал геометрический стиль, соответствующий суровому духу эпохи. Украшения представляли собой орнамент в виде треугольников, кругов, ромбов, свастик, параллельных линий, цепей.

К концу VIII в. до н.э. роспись сосудов становится двухцветной, более выразительной, изображения усложняются. Появляются лотосы, кони, львы, охотники. Этот стиль возник под влиянием Египта и ближневосточных стран, поэтому он получил название “ориентальный”.

К середине VI в. до н.э. мастера из Керамика (район Афин) завоевали всю Грецию своими чёрнофигурными вазами. Контур изображения заполнялся чёрным лаком, фон оставался терракотовым. Роспись – троянский цикл сказаний или мифы о Геракле, который был любимым героем. Шедевр эпохи – амфора мастера Эксекия “Ахилл и Аякс, играющие в кости”.

Чуть позже возникает краснофигурная керамика: фон стали заливать лаком. Известны имена мастеров: Энтимид, Эвфроний, работавших в этой технике. Сюжеты росписей – сцены из повседневной жизни. Напомним, что и искусство Гомера возникло также в эпоху архаики, хотя редактирование, изучение, издание, комментирование его поэм осуществлялось в более поздние эпохи развития греческого искусства.

Классический период древнегреческого искусства V в. до н.э.

Центр развития искусства перемещается из Ионии (Малая Азия) в Аттику, особая роль принадлежит Афинам.

Архитектура

Акрополь – монументальный архитектурный комплекс, воздвигнутый в честь победы над персами – место древнейшего поселения в Аттике – 156 метровый холм, где в Микенский период располагалась царская резиденция.

В 480 г. до н.э. Акрополь был разрушен персами, в 479 г. афиняне поклялись его восстановить, для чего начали собирать средства. В 478 г. под руководством Фидия началось восстановление комплекса Акрополя, в который входили храмы, Пинакотека и хранилища рукописей.

Выдающимися памятниками являются также храм богини Ники, Парфенон, храм Афины – девы 448 – 438 гг. - мастера Иктин, Каликрат. Храм богини-девы был украшен великолепной скульптурой, рельефами, изображающими битву греков с амазонками; сцену рождения Афины; спор Афины с Посейдоном за власть над Аттикой, фриз храма имел длину в 160 метров, на нём была изображена панафинейская процессия – сакральное действо: преподнесение пеплоса богине Афине. Это первое в истории искусства изображение народа, объединённого общим действом с богами.

Греческие зодчие знали и использовали в строительстве важные оптические законы, поэтому колонны Парфенона слегка наклонены внутрь. Они имеют разную толщину в определённых частях, меняется и расстояние между ними. Все эти и другие приёмы учитывали особенности зрительного восприятия архитектурных сооружений человеком и способствовали достижению нужного впечатления. Парфенон представлен в Московском Государственном Музее Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина.

Живопись

О живописи древних греков мы знаем только из косвенных источников. Известны имена художников и их заслуги: Паррасий стремился передать внутренний мир модели, Полигнот умел передавать глубину пространства, Аполлодор научился использовать светотень, его изображения были объёмными, он конструировал пространственную среду, в которой происходило действие.

Вазопись

К середине V в до н.э. “строгий” стиль сменяется “свободным” – мастера изображали фигуры людей в различных поворотах, в сложных ракурсах. На рубеже V – IV вв. этот стиль сменился “роскошным”. Для “роскошного” стиля характерны совершенный рисунок, пышный нарядный декор. Его вершина – аттические белые лекифы.

Скульптура

Мастера научились изображать фигуры в движении, а также во взаимодействии двух и более фигур. Зарождается групповая композиция как изображение единого драматического целого.

Известны имена великих скульпторов классического периода: Фидий – автор многочисленных скульптур. Одна из них 18 метровая статуя Зевса для храма в Олимпии. Считалась одним из семи чудес света. Статуя была выполнена из золота и слоновой кости, в так называемой хрисоэлефантинной технике. Скульптура была многофигурной и очень сложной по композиции.

Мирон (родился ок. 500 г. до н.э. в Элефтере) работал в основном в бронзе. Его герои – боги, атлеты, герои. Известна его работа “Дискобол”. В искусстве Мирона видны черты архаики, но он умел передавать движение через позу, особую выразительность придавал конечностям фигур.

Поликтет (родился ок. 480 г. до н.э. в Аргосе) – глава школы. Поликтета интересовала форма. Его искусство лишено эмоциональности. Он выступил теоретиком искусства, создав “канон”. “Канон” с его пропорциями человеческого тела лёг в основу статуй “Дорифор” (копьеносец) и “Деадуман” (юноша с победной повязкой). Он решал проблему: движение в состоянии покоя. Поликтет создал несколько женских скульптур. В том числе скульптуру Геры для храма в Аргосе. Все его работы рассчитаны на фронтальное восприятие.

С IV в. до н.э. ваятели стремились передать индивидуальные черты человека. Скопас с острова Парос создал многоаспектную скульптуру, то есть скульптуру, рассчитанную на восприятие с любой точки зрения. Его “Менада” изображена в конвульсивном порыве.

  Пракситель – гениальный художник древности. Его стиль отличается мягкостью, гармоничностью, мастерством проработки деталей, совершенством воплощения общего замысла, он впервые показал обнажённое женское тело – статуя Афродиты Книдской. Ему принадлежат работы “Аполлон Саурактон” и ”Гермес с младенцем Дионисом”.

Леохар – создатель Аполлона Бельведерского. 

Лисипп – придворный художник Александра Македонского. Создатель бюстов великого полководца. Изменил “Канон”.

Эллинистический период с 336 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

Основные особенности этого периода:

1. Искусство утрачивает демократический характер, становится придворным.

2. Возникают новые центры искусства – Пергам, Антиохия, Александрия, где создаётся Мусейон (храм всех искусств).

3. Возрождается религиозность, интерес к восточным культурам. Популярными становятся культ Великой Матери Богов, культ Исиды, появляются новые божества, например, Серапис, соединивший в себе черты Зевса и Аписа (быка). Популярной становится Фортуна – богиня судьбы, Тюхе – богиня случая, обожествлены Добродетель, Счастье, Здоровье. Духовная атмосфера была весьма напряжённой, ожидали прихода мессии.

Новые черты искусства: в зодчестве наблюдается тяга к освоению огромных пространств. Монументализм становится характерной особенностью стиля. Примеры: Фаросский маяк – высота сооружения 120 метров, виден с расстояния в 60 км; Мусейон в Александрии. Эклектика – смешение стилей. Импозантность форм. Точность и мастерство исполнения, например, алтарь Зевса в Пергаме и др. сооружения. Произошли изменения и функционального характера: храм утратил своё значение основного типа зданий, но отдельные храмы строились, например, храм Артемиды. Приобрело более широкие масштабы гражданское строительство. Строились библиотеки, арсеналы, доки, театры, стадионы, гимнасии и палестры. Создавались садово-парковые комплексы. Возводились царские дворцы. Сложилось два типа жилых домов: многоквартирные жилые дома и отдельные с внутренним двором.

Скульптура

Скульптура отразила дух беспокойства, напряжённости. Для неё характерна театральность, помпезность, иногда натурализм. Скульптурой стали украшать не только общественные места, но и частные дома. К шедеврам этого периода относятся:

1. Фриз Пергамского алтаря (120 м) – посвящён победе над галлами в 180 г. до н.э. Он изображал битву олимпийских богов с восставшими гигантами и змеями. Исполнен в технике горельефа; скульптурные композиции (“Умирающий галл” и “Галл, убивающий себя и свою жену”) – дань уважения к побеждённым.

2.“Афродита Милосская” работы Агесандра – скульптура, отличающаяся стройностью, спокойствием, достоинством. Оба примера  относятся к Пергамской школе, которая развивала традиции Скопаса.

Родосская школа развивала традиции Лисиппа. Её идеал – сильный, атлетический, обнажённый мужчина. К шедеврам этой школы принадлежат:

1.”Лаокоон” Агесандра, Афинодора и Полидора;

2. Родосский колосс – 30-ти метровая статуя бога Гелиоса, автором которой был Харес, ученик Лисиппа (292 – 280 гг. до н.э.);

3.”Ника Самофракийская” (190 г. до н.э.) создана в честь победы Родосского флота.

Малая скульптура

Представлена так называемыми танагрскими терракотами (по названию города Танагра в Беотии).  Они изображали фигурки людей из терракоты.

Биографии художников