История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство первобытной эпохи

В нём выделяют:

1. Искусство палеолита.

2. Искусство мезолита.

3. Искусство неолита.

Каждый из этих периодов также делится на периоды, например:

палеолит - нижний;

  - средний (возникает искусство);

 - верхний.

Первобытное искусство возникает в среднем палеолите, примерно 40 – 35 тысяч лет или 40 тысяч лет до н.э. и существует до 4 тысячелетия до н.э.

Искусство Древних цивилизаций

Примерно 4 тысячи лет до н.э. до примерно IV в. н.э.

1.Искусство Древней Месопотамии:

- Шумер и Аккад;

- Ассирия;

- Вавилон.

2.Искусство Древнего Египта:

- древнее царство;

- среднее царство;

- новое царство;

- искусство позднего периода.

3.Искусство великих цивилизаций Востока:

- искусство Индии (выделяют пять эпох до средневековья);

- искусство Китая (выделяют шесть эпох до средневековья);

- искусство Японии (выделяют шесть разделов).

4.Искусство Античного мира:

- Искусство Древней Греции:

искусство Крита и Микен;

искусство архаики;

искусство классики;

искусство эллинистическое.

- Искусство Древнего Рима:

искусство этрусков;

искусство царского Рима;

искусство периода республики;

искусство периода ранней империи;

искусство императорского Рима II – V вв. н.э.

Искусство эпохи Средневековья

Искусство стран Ближнего и Среднего Востока:

искусство арабских стран;

искусство Ирана;

искусство Средней Азии;

искусство Индии, Индонезии и стран региона.

Искусство Византии (выделяют четыре периода).

Искусство Средневековой Руси (выделяют четыре периода).

Искусство стран Западной Европы (выделяют три периода).

Искусство эпохи Возрождения в Европе:

Искусство Итальянского Возрождения (выделяют пять этапов).

Искусство Северного Возрождения (Нидерланды, Германия, Франция).

Искусство Нового времени XVII – XIX вв.

В искусстве этого периода рассматривают следующие направления, которые последовательно возникают и продолжают существовать, взаимодействуя друг с другом:

Барокко.

Классицизм.

Романтизм.

Ампир.

Реализм.

Символизм.

Авангард, который в свою очередь разветвляется в XX в. на многочисленные школы, течения и т.д.

Все эти направления и стили рассматриваются в их конкретных национальных воплощениях (по странам). Кроме того, например, принято выделять в русском искусстве XIX в. искусство первой половины XIX в. и искусство второй половины XIX в.

В XX в. вехами, определяющими своеобразие искусства, выступают войны, революции; одной из важнейших составляющих содержания и характеристики искусства XX в. выступает тип политического режима, например, “Искусство тоталитарных стран”.

Важно понимать условный характер этой и любой другой периодизации искусства. Периодизация и система понятий являются инструментами, позволяющими проникнуть в сущность того или иного конкретного явления в области искусства, например, искусство СССР с середины 30-х гг. до 1991 г. принято считать искусством социалистического реализма. Социалистический реализм предполагает:

- изображение жизни с позиции идеала (чаще идеала политического, а не морального);

- определённые стилистические особенности (оптимистический пафос и т.п.). Но в американском искусстве встречаются произведения, согласующиеся с этими же принципами, хотя и базирующиеся на другом политическом идеале, например, фильмы “Сестра его дворецкого”, ”Больше, чем жизнь”, ”Доктор Голливуд”.

Лучшие образцы искусства – достояние всего человечества, независимо ни от политических, ни от географических или каких-либо других факторов, например, фильмы “Летят журавли” (СССР), ”Человек дождя” (США). Таких примеров во всех жанрах искусства можно найти неисчислимое множество.

Первобытное искусство

Возникновение искусства исследователи относят к эпохе перехода от среднего палеолита к верхнему или позднему палеолиту ≈ 40 (35) тыс. лет назад. Верхнепалеолитическое искусство просуществовало ≈ 20 тыс. лет, т.е. до 10 тыс. лет до н.э.

Образцы: наскальная живопись, изображения на различных предметах.

Территория распространения - от Атлантики до Сибири, от Африки до Центральной Европы. Пещерная живопись сосредоточена в районе современных Франции, Испании, Италии. Здесь создаются наиболее ранние, возможно самые древние в мире единые художественные ансамбли – где-то между 30 – 12 тыс. лет до н.э.

Материалы природные – сажа, охра (у народов, находящихся на уровне первобытности в наше время, эти цвета имеют символические названия, у других цветов вообще нет названий). Всё палеолитическое искусство стилистически едино.

Основные черты палеолитической живописи

“Открытость” пространства, проявляющаяся в отсутствии обозначенных границ изображения. Изображения переходят с одной “стены” на другую “стену” или “потолок”.

Отсутствие пропорций соответствующих реальности. Гипертрофированы одни детали и могут отсутствовать или быть “уменьшенными” другие.

Отсутствие “центра” композиции и самой композиции: фигуры могут находиться одна в другой, быть произвольно повёрнутыми друг к другу.

В живописи действует присоединительная связь: фигуры присоединяются одна к другой и так может быть до бесконечности.

Отсутствие “сюжета” в живописных изображениях.

Палеолитическая пещерная живопись имела ярко выраженный реалистический характер (пещеры ассоциировались с женским началом, камни, деревья – с мужским. Середина каждой стены пещеры – особо сакральное место – женские фигуры преобладают в сакральных зонах).

Выводы: само использование пространства обусловлено мифосознанием, наделяющим пространство качественными характеристиками; живописные изображения женских фигур в сакральных зонах пещерного пространства объясняются поклонением людей Великой богине-матери, плодоносящей, кормящей природе.

→ женская фигура “палеолитическая Венера”

Темы:

 → животное

↓ ↓ ↓

наскальные крупные травоядные: искусство малых форм

изображения ↔ мамонт, носорог, ↔

  дикая лошадь, благородный

 олень, бык, зубр;

 хищники: лев, медведь

Изображения растений е д и н и ч н ы. Живопись эпохи палеолита связана с магическим культом. В палеолитическом и особенно в мезолитическом искусстве существовал о р н а м е н т, который украшал оружие, предметы быта и человеческое тело (возможно, играя роль “паспорта”).

 В эпоху мезолита изображения часто наносятся на поверхность скал. Изменения в тематике: появляются сцены охоты, битв. Формируется центр изображения, где в центре – человек, а не зверь. Человеческие фигуры изображены стилизовано – без одежд и без лиц.

В эпоху неолита в изображениях появляются специальные символы, оберегающие своё пространство. Чужое пространство грозит бедой.

На керамических сосудах изображения имеют чётко фиксированный центр, от которого лучеобразно отходят изображения: рисунки – символы, т.е. горизонтальная плоскость структурируется.

Расписная керамика распространена от Средиземноморья до Персии и везде узоры имеют символический характер:

Розетка – знак бегущего по небу солнца.

Волнистая линия – вода.

Ромб, квадрат – развёртка земли по четырём сторонам света.

Треугольник – знак горы.

Круг – знак купола неба, символ круговорота времён.

Внутри круга всегда отмечен центр.

Вновь появившиеся особенности: центр композиции (композиция, структурирование пространства по горизонтали); появляются изображения верткального строения мира – поярусные изображения: птица – символ неба; животные, человек – символ земли; змея, ящерица – символ подземного мира. Появляется образ “мирового дерева”: крона – небо, ствол – земля, корни – подземный мир.

(Неолитическая стадия в Западной Европе наступает значительно позже, чем на Ближнем Востоке; отличия в художественных формах: в Европе сосуды утилитарны, почти лишены живописного узора; образ мира в Европе находит отличие от Ближневосточного, художественное воплощение – узоры – врезанные полоски, ёлочки, ромбы).

Образ мира в Западной Европе воплощён в Менгирах (Испания, Италия, Бретань) – это не столько произведения искусства, хотя на отдельно стоящих столбах есть примитивные изображения, сколько культовые сооружения.

Искусство первобытности было синкретичным (слитность, нерасчленённость форм художественного творчества).

Предполагают, что не только изобразительное искусство, но и элементы драмы, музыки, танца уже существовали в ту эпоху.

Функции искусства в первобытную эпоху:

- коммуникативно – мемориальная;

-  познавательная;

- магико – религиозная;

- эстетическая.

Искусство выполняло те функции, которые позднее перейдут к другим формам общественного сознания.

Понятия: Петроглиф, “макароны”, мегалит: дольмены, менгиры, кромлехи; Трилит, Энеолит, “Рентгенографические изображения”.

Биографии художников