История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Проблема вкуса

Вкус – это способность к самостоятельному ориентированию в потоке разнородных продуктов художественного производства, избиранию собственно художественных произведений, осознанию их содержательно – артистических достоинств и установлению их ценностной значимости.

Суждения вкуса основываются на результатах духовного освоения произведения. Вкус может проявляться на двух уровнях:

- вкус интуитивный, основанный на способности индивида “вживаться” в произведение;

- вкус высокоразвитый, что предполагает наличие у индивида способности не только вживаться, но и оценивающе размышлять о произведении. Человек, обладающий высокоразвитым вкусом должен владеть понятиями о критериях художественного совершенства.

Резюме: условиями достижения высокой культуры художественного вкуса являются:

-“тонкая” душа;

- система понятий.

Ситуация “плюрализма вкусов”:

“У каждого - свой вкус”, “О вкусах не спорят” и т.п.

Плюрализм вкусов предполагает наличие множества вкусов, с этим спорить не приходится. Проблема заключается в том можно ли считать все вкусы равноценными. Проблема возникла потому, что понятие “вкус” фиксирует особый феномен, во многом – субъективный. Тем не менее, объективная основа у вкуса есть – это система ценностей особого свойства: художественных ценностей. Художественные ценности – это такие результаты художественной деятельности, которые способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, разум и волю людей.

Существует релятивистская теория, в соответствии с которой любые мнения равноправны, правомерны. Эта теория очень удобна для невежд и лентяев, поскольку позволяет уравнивать художественные шедевры и изделия поп-арта.

Изделия поп-арта или коммерческой артиндустрии создаются с иными, нежели произведения искусства, целями:

- деньги,

- популярность,

-  успех и т.п.

Произведения искусства – это всегда прорыв в неизвестное человеку о себе самом. Релятивистское понимание искусства основывается на псевдоценностях.

Псевдоценности – это эрзацы, имитирующие художественные произведения, но имеющие хождение в качестве ценностей. На их основе создаются “произведения” для развлечения публики, для заполнения досуга или с другими целями.

Антиценности – некие продукты коммерческой артиндустрии, имеющие целью не только коммерческий успех, но и формирование особого рода сознания определённых слоёв общества (прежде всего молодёжи). Художественная продукция, создающаяся на базе псевдоценностей и антиценностей, называется китч. 

Резюме: искусство “происходит” от “искушённость”, то есть опытность, мастерство, владение “тайнами мастерства”. Чем меньше людей в обществе обременены знаниями и духовным опытом, тем победоноснее шествие китча.

Периодизация искусства

Искусство появилось, по мнению современных учёных, около 35 тысяч лет назад. За столь значительный период своего существования оно, естественно, развивалось. Развитие искусства выражается в том, что оно:

- осваивало всё боле широкую и сложную тематику;

- решало “вечные” и актуальные для каждой эпохи проблемы;

- осваивало новые материалы, создавало и модернизировало техники и технологии;

- усложнялась структура искусства – появлялись новые виды, формировались жанры, направления, школы и т.д.

Неизменной оставалась сущность искусства как образного постижения мира.

Изучить историю искусства, значит, в первую очередь, постичь смысл того грандиозного дела духовного самосовершенствования человечества, которое оно осуществляло, творя “третью реальность”, то есть искусство.

Во-вторых, нужно осмыслить взаимосвязь искусства с другими важными процессами, составляющими содержание человеческой жизни.

В-третьих, следует понять, чем отличаются друг от друга ступени человеческой эволюции, отразившиеся, материализовавшиеся в культуре и в важнейшей составляющей духовной культуры – в искусстве.

Эти ступени отличались качеством и содержанием того, как человек осознавал себя и своё место в мире, ибо предметом искусства является именно человек. Каждая из этих ступеней составляет эпоху в развитии искусства, что и позволяет наметить периодизацию искусства.

Периодизация искусства, так же как и его типология, позволяет упорядочить, систематизировать принципы, исходя из которых, можно изучать этот сложнейший феномен.

Наука предлагает различные подходы к вычленению периодов в развитии искусства. Каждый из периодов – целая эпоха, а потому их расчленяют на более “мелкие” временные этапы.

Важной составляющей, по мере развития искусства, становится его региональная определённость, национальная, даже политическая характеристика.

Наиболее крупные и важные эпохи в развитии искусства

Биографии художников