История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Прогресс искусства

Шедевры искусства появляются там и тогда, где и когда традиция и новаторство “сходятся”. Прогресс искусства – это понятие условное и относительное, так как:

- шедевры не стареют;

-  прогрессирует “технология производства продуктов художественной деятельности”;

- расширяется сфера искусства, так как обогащается сознание человечества.

Если “художественный продукт” не говорит уму и чувству ничего нового, то искусства нет. Произведение искусства – феномен, явление, позволяющее творцу- художнику что-то новое сказать, а зрителю – понять. Художник-гений нуждается в зрителе того же уровня и масштаба. Искусство прокладывает путь в познании человеком мира и самого себя. Человечество, следуя за творцами, “поднимается” всё выше и выше.

Резюме: мир складывается из трёх реальностей:

- натура – “первая реальность” – это мир без человека и без знания о нём;

- культура – “вторая реальность” – это мир человека и то, что он сотворил;

- искусство – “третья реальность” – это часть того, что человек знает о мире (натуре, культуре) и то, каким он хотел бы видеть мир.

Искусство отражает мир в художественных образах. Художественный образ – это категория эстетики, восходящая к древнегреческому “эйдос” – блик, вид. Слово образ многозначно. Образ как конкретное представление, то есть отражение человеческим сознанием единичного предмета, явления, факта, события в их чувственно воспринимаемом обличии противостоит понятию, которое фиксирует общие, повторяющиеся свойства реальности. В этом смысле – образ представляет собой феномен сознания форму освоения мира.

Образ – воспроизведённое представление, то есть чувственно воспринимаемая данность (в слове, в звуке, в красках, в движении, в пластической форме и так далее. Потебня А.А. Мысль и язык). Именно это значение понятия “образ” позволяет выделить образы фактографические, научно-иллюстративные и художественные.

Художественные образы отличаются тем, что при их создании огромная, определяющая роль принадлежит творческому воображению, сознанию художника. Художественный образ включает в себя вымысел, то есть он не является полным аналогом реальности. “Душа в заветной лире”, - поэтическая формула А.С.Пушкина – фиксация того, что воображение – это не только стимул к творчеству, но “вообразимое”, что значит “вымышленное” – часть произведения, некая данность, присутствующая в созданиях искусства.

В семиотике, науке о знаках, понятие художественного образа заменяется понятием “знак” (Ч.Моррис, Ю.Лотман “Избранные статьи в трёх томах”. Таллин 1993).

Художественный образ – универсальный язык искусства, который сам может создаваться разными методами.

Метод (древнегреческое – ‘путь, способ’) зависит от эпохи, её философских, религиозных, эстетических принципов; от технической оснащённости, от индивидуальных особенностей художника и т.д. Художественный метод – это система принципов, определяющих процесс создания произведения искусства. Художественные методы находятся в зависимости от художественного стиля или стилей эпохи.

Стили искусства

Стиль – это совокупность неких устойчивых черт, признаков, особенностей.

Художественный стиль – это единство образной системы и приёмов художественного выражения в искусстве. Д.С.Лихачёв говорил о международных литературных общностях, как “великих стилях”, различая в их составе “первичные” и “вторичные”.

“Первичные” стили – романский;

ренессанс;

классицизм;

реализм.

“Вторичные” стили – готика;

барокко;

романтизм.

Понятия “реализм”, “готика” и другие могут быть рассмотрены или как стили, или как направления в искусстве. Важно то, что они помогают осмыслить искусство в его эволюции, то есть в процессе существования.

Романский стиль (от латинского romanus - римский).

Готический стиль (от итальянского gotico – готский, варварский).

Барокко (от итальянского baroco – странный, причудливый).

Классицизм (от латинского classicus - образцовый).

Рококо (от французского rocaile - раковина).

Художественные течения

Сентиментализм (от французского sentiment - чувство).

Романтизм.

Реализм (от позднелатинского realis – вещественный, действительный).

Натурализм (от латинского natura - природа).

Модернизм (от французского modern – новый, современный).

Символизм.

Импрессионизм.

Экспрессионизм.

Сюрреализм.

Абстракционизм.

Футуризм.

Каждое художественное течение характеризуется определённым стилистическим своеобразием. Смешение стилей и направлений называется эклектикой.

В настоящее время эклектика часто рассматривается как особый стиль.

Человек – творец искусства и его “потребитель”

Искусство возникло значительно раньше в истории человечества, чем попытки его осмысления и изучения – это закономерно.

Идеал художественного совершенства, определивший развитие европейского искусства, сформировался в Древней Греции и нашёл своё воплощение в искусстве классического периода (V – IV вв. до н.э.). Мерой вещей для греков был человек, совершенный телесно и духовно, как цель культурного процесса. Формирование человека – гражданина полиса осуществлялось с помощью гимнастики и мусических искусств. Этот процесс греки называли “пайдейя”. В процессе прочного овладения навыками человек достигал особой высоты в “техне”, т.е. в искусстве. Овладевший “ремесленническими” навыками должен был овладеть и навыками “политике техне”, то есть искусством взаимоотношений с людьми в обществе. Только после этого он считался “знатоком”. “Знатоком” человек становился благодаря многолетнему пребыванию в “схолэ”. Грамматика (чтение и письмо), литература, мифы, произведения Гомера, музыка (игра и декламация под музыку) – это первоначальное образование эллина. С 12 лет он занимался в палестре. Палестра – место для гимнастических упражнений. Гимнасий сочетал мусические и гимнастические искусства в форме соревнования молодёжи перед старшими, которые играли роль публики и судей. В свою очередь молодёжь в качестве слушателей участвовала в заседании зрелых мужей – граждан полиса во время обсуждения важных государственных дел. Это и была гуманитарная практика греческой “пайдейя”. Её цель – развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного (у греков эстетическое и этическое в оценке того или иного явления совпадали).

Биографии художников