История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Музыка как вид искусства родилась из народного творчества, истоки которого уходят в доисторическую древность. Слово “музыка” - производное от “муза”, то есть “мыслящая”. Этимологическая связь между словами не случайна, она выявляет родственность творчества и вдохновения.

Понимание музыки как языка чувств и в настоящее время доминирует и при восприятии музыкальных произведений, и в попытках теоретического и критического исследования. Для постижения музыки как искусства, древнейшего и сложнейшего из всех искусств, необходимо владеть хотя бы минимальными знаниями о ней.

Профессиональные композиторы считают музыкальный фольклор одним из важнейших источников творчества. Кроме того, музыка может черпать свой материал и из других “звучащих сфер” - звуков природы, городских шумов. Однако звукоподражание является не основным, а подчинённым элементом в арсенале талантливых композиторов, сами звукоподражания не носят “буквального” характера, в произведении они всегда переосмыслены, носят условный характер.

Особенностью музыки как вида искусства является не звукоподражательная, а звуковыразительная, интонационная природа. Интонация (от лат. intonio – громко произношу) свойственна, прежде всего, человеческой речи. Понижение и повышение голоса, усиление или ослабление громкости, ускорение или замедление темпа, прерывистость или плавность речи подчёркивают эмоционально-смысловой подтекст, уточняют понятийное значение слов. Именно по интонации можно судить об отношении говорящего к произносимым им словам. И всё же главный смысл речи передаётся словами.

В музыке интонация непосредственно и исчерпывающе передаёт всю полноту эмоционального состояния. Музыка способна выразить всю гамму сложнейших человеческих чувств и состояний, передать динамику переживаний. Энергия и значимость музыкальной интонации обусловлены:

- высокой степенью организованности музыкальных звуков в их высотных и временных отношениях;

- богатством тембровых и динамических ресурсов;

- богатством и разнообразием музыкальных форм, а также разнообразием принципов формообразования, выработанных в процессе исторического развития. Названные признаки характерны для музыки как таковой. Национальное своеобразие музыки придаёт то, что музыкальная интонация, поскольку она тесно связана с речью, передаёт особенности интонации данного народа, то есть, в строе музыкальных интонаций каждого народа можно услышать много общего с интонационным строем его речи. Звучание эмоционально окрашенной речи является одним из основных источников музыки.

Композитор в своём творческом процессе обращается ко всем важным для него источникам; он выражает себя, свою личность: но его собственная личность – это продукт общественного сознания, т.к. он связан с определённой страной, эпохой, с прошлым и настоящим своего народа, с человечеством. Даже самое оригинальное творчество, самые неожиданные и своеобразные художественные образы – это синтез социального и личностного. Поэтому очень важно, что именно освоено композитором в человеческой культуре, в какой степени освоено и что представляет собой сам композитор с точки зрения его культурного кругозора, культурного уровня.

Композитор реализует свой замысел в произведении, но до слушателя замысел автора доносит исполнитель его произведения. Роль исполнителя не сводится к бесстрастному озвучиванию нотного текста. Исполнитель – это не посредник между композитором и слушателями. Он (исполнитель) интерпретирует произведение, но его задача заключается не в том, чтобы использовать произведение композитора в качестве повода предъявить себя, своё субъективное восприятие данного произведения. Исполнитель должен стремиться к равновесию между содержанием произведения и своим внутренним миром. Исполнитель стремится передать объективное содержание произведения, проникнуть в сущность замысла композитора.

Слушатель музыки заинтересован в исполнителе, но исполнитель заинтересован в слушателе. Восприятие искусства – процесс очень сложный. Это тоже творчество. Восприятие музыки – процесс особо сложный, т.к. музыка непереводима на язык понятий, поток музыкальных образов живёт и наполняется конкретным содержанием только в восприятии слушателя.

Содержательность музыкальных образов прямо пропорциональна содержательности и душевному содержанию личности слушателя.

Музыкальное произведение, оставаясь в пределах своей образной сферы, вызывает в восприятии каждого слушателя особый, субъективный мир переживаний.

Звучащее произведение, вызывая особые индивидуальные переживания, способно и объединять всех слушающих тем наиболее существенным и важным, что составляет неизменное качество содержания музыки. Именно поэтому музыка способна оказывать на людей мощное эстетическое и этическое воздействие.

Музыкальное искусство исторически изменяется, развивается. Начиная с эпохи античности наряду с музыкой, как видом искусства, развивается и теория музыки, которая обобщает наблюдения и исследования музыки как феномена, изучает её закономерности, как с позиции различных аспектов, так и на различных уровнях.

Среди важнейших аспектов теории музыки следует выделить изучение интонационной и жанровой природы музыки. Основу понимания природы музыкального искусства составляет теория музыкального звука.

Звук как физическое явление. Музыкальный звук.

Звук – есть следствие вибрации, колебательных движений тела. Звук состоит из элементарных тонов различной частоты, которые образуются вследствие того, что тело, например струна, колеблется не только всей своей длиной, но и каждой половиной, третьей, четвертью, пятой, шестой частью общей длины. Колебания частей струны рождают обертоны, поглощаемые основным тоном. Шкала простых тонов, дающая сложный звук, называется частотным спектром и образует тембр, то есть окраску звука.

Человеческое ухо воспринимает воздействие звуковых колебаний по их элементам, на основе которых в коре головного мозга моделируется звуковой образ. Всё многообразие природных звуков и вообще всех звуков, существующих в окружающем мире и воспринимаемых человеческим ухом, делится на три основные категории:

- тоны – звуки, обладающие определённой высотой;

- звоны – звуки, высота которых не фокусирована;

- шумы – неинтонируемые звуки, лишённые точной высоты.

Всё множество звуков, используемых в музыке, ограничено интервалом:

- высотой от 16 до 4000, 4500 Гц;

- громкостью, не превышающей болевого порога;

- протяжённостью, не короче 0, 015 – 0, 020 сек и т.д.

Наиболее важную роль в музыке играют звуки, обладающие точной высотой или музыкальные звуки.

Спектр музыкальных звуков обладает определённым качеством.

Частота первого элементарного звука – основного тона такого звука тождественна частоте колебаний сложного звука, а элементарные тоны, лежащие выше первого, находятся в простом кратном отношении к его частоте и акустически гармонично сливаются с ним. Они называются гармониками.

Гармоники, расположенные в высотном порядке, образуют натуральный звукоряд.

Музыкальный строй

Музыкальный строй – система высотных соотношений звуков, лежащая в основе данной музыкальной культуры.

Первые музыкальные строи возникли в Египте, Месопотамии, в Малой Азии.

Формирование строёв связано с развитием музыкальных инструментов, требующих настройки, например, кифары.

Одной из древнейших музыкальных систем является пентатоника.

Одна из наиболее ранних известных нам попыток изучения закономерностей музыкального строя принадлежит Пифагору (IV в. до н.э.). Известный греческий философ и математик исследовал сформировавшуюся к тому времени на основе слухового опыта и художественной практики музыкальную систему древнегреческих ладов.

В Древней Греции преобладало одноголосие, поэтому Пифагор создал мелодический строй. Его строй сохранял своё значение до тех пор, пока развивающееся многоголосие не потребовало консонирования терций и секст в гармоническом, то есть одновременном сочетании. Это стало необходимым для настройки органов и клавесинов. В пифагорейском строе гармонические терции и сексты звучали фальшиво и резко.

Возможность использовать большие терции в качестве консонансов стремился доказать в середине XVI в. крупнейший итальянский музыкальный теоретик эпохи Возрождения Джозеффо Царлино. Он создал новый музыкальный строй – чистый или натуральный строй, который представлял собой очередную попытку преодолеть затруднения, созданные пифагорейским мелодическим строем для гармонического склада мышления. Натуральный строй сыграл важную роль в формировании октавных – мажорного и минорного ладов. Однако и натуральный строй не был лишён недостатков.

К началу XVII в. формируется равномерно-темперированный строй. Первоначально он применяется на лютневых, а к концу века – на клавишных инструментах. Теоретическое обоснование этот строй получил на рубеже XVII - XVIII вв. у немецкого органиста Андреаса Веркмейстера.

Равномерно-темперированный строй (от лат. temperatio – соразмерность, правильное звучание) – это такой строй, в котором октава охватывает 12 ступеней, звуков, находящихся между собой в равных высотных отношениях. Наименьшее расстояние между звуками – полутон, то есть октава состоит из 12 полутонов или 6 тонов.

В этом строе сглаживаются противоречия пифагорейского и натурального строев, и разрешается проблема энгармонизма (энгармонизм от греч. en – в; harmonia – созвучие), то есть достигается возможность отождествления звуков с различным названием, например, до-диез и ре-бемоль. Благодаря энгармонизму на органе, клавесине, рояле два с разными названиями, но тождественные по высоте звука извлекаются нажатием одной и той же клавиши. С XVIII в. по настоящее время в музыке сохраняется темперированный строй. Его жизнеспособность была доказана И.С. Бахом, создавшим “Хорошо темперированный клавир” - два тома из 24 прелюдий и фуг в каждом, причём во всех тональностях. Этот строй даёт неограниченные возможности для ансамблевого исполнительства, для создания хоровых и оркестровых произведений гармонического характера.

Однако и темперированный строй имеет свои недостатки, например, мелодия в нём менее выразительная и яркая, чем в других музыкальных строях.

Кроме 12-звучного темперированного строя был разработан 24-звучный темперированный строй.

В современной музыкальной практике (как и в музыкальном фольклоре) прослеживается тенденция к использованию нетемперированного строя. В пении и игре на инструментах с нефиксированным строем варьирование высоты данного тона зависит от реальных требований интонирования.

Известный русский учёный Н.А. Гарбузов, создавший теорию зонной природы звуковысотного слуха, считает, что существуют два вида 12-звучного равномерно-темперированного строя. Один из них теоретический, в нём настраиваются инструменты с фиксированной системой полутонов – орган, клавесин, рояль, арфа, баян, аккордеон. Второй вид того же строя – практический, который может быть назван 12-зонным равномерно-темперированным строем. Он присущ певческому голосу, а также инструментам с нефиксированной системой полутонов – струнные смычковые инструменты, тромбон и др. В этом виде строя энгармонические звуки в зависимости от условий интонирования имеют различную тенденцию движения. Поэтому певец или исполнитель имеет возможность по-разному исполнять тот или иной звук (чуть выше или чуть ниже). От этого “чуть” зависит качество исполнителя: каждое исполнение произведения в зонном строе представляет собой его новый интонационный вариант.

Зонность человеческого слуха развилась вместе со становлением музыкального строя. Она позволяет нам (слушателям) совмещать игру музыканта-скрипача или пение, интонирующиеся в строе, приближающемся к пифагорейскому, с одновременным исполнением фортепианного сопровождения в темперированном строе.

Высота, длительность, громкость звуков. Тембр

Высота звуков зависит от частоты колебаний упругого тела. Изменение высоты музыкальных звуков по-разному на разных музыкальных инструментах.

На рояле или арфе высота звуков зависит от длины струны и её сечения. Высота звука фиксирована.

На струнных инструментах (смычковых и щипковых), где струны на грифе одинаковой длины, но имеют разные сечения, исполнитель зажимает струны, чем сокращает длину струны.

При игре на деревянных духовых инструментах исполнитель при помощи отверстий и клапанов изменяет длину колеблющегося столба воздуха.

В медных духовых инструментах длину столба изменяют за счёт включения крон у труб, корнетов и валторн (крона – дополнительная трубка). У тромбонов – за счёт кулиски – длинной изогнутой подвижной трубки.

Наиболее естественным, выразительным, совершенным инструментом является человеческий голос. Голосовые связки, изменяясь, сокращаясь, обретая большую или меньшую упругость, способствуют образованию звуков различной высоты.

Высота звука имеет очень важную для слушающего способность резонировать в нашем слуховом восприятии. Вот почему человек может мысленно представить высоту звука даже в том случае, если не способен воспроизвести этот звук.

Длительность музыкального звука определяется временем, на протяжении которого колеблется упругое тело.

Благодаря длительности возникает чёткая временная организация, свойственная музыке.

Длительности в музыке по преимуществу соотносятся между собой на основе бинарной (нормальной) кратности: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т.д.

Имеются так же произвольные пропорции длительностей: триоли – деление какой-либо длительности на три равные части вместо двух; дуоли – деление длительности с точкой на две вместо трёх; квартоль, квинтоль, секстоль и др.

Чередование различных видов ритмического деления делают музыкальное произведение более гибким, сообщает ему импровизационный характер (Шопен, джаз).

Соотношение коротких и долгих длительностей образует ритмический рисунок. Виды ритмических рисунков многообразны. Они часто служат признаком жанра (мазурка, баркарола). 

Громкость звука зависит от размаха, амплитуды, колебания.

Степень громкости (сила звучности) называется “динамика” (от греч. dynamikos – имеющий силу). Различные варианты громкости образуют динамические оттенки:

- pianissimo (pp) – очень тихо;

- piano (p) – тихо;

- mezzo-piano (mp) – не очень тихо;

- mezzo-forte (mf) – не очень громко;

- forte (f) – громко;

- fortissimo (ff) – очень громко;

- сrescendo (cresc) – постепенно увеличивая силу звука;

- diminuendo (dim) – постепенно уменьшая силу звука;

- descrescendo (descresc) – постепенно уменьшая силу звука и т.д.

К динамическим оттенкам относятся также акценты.

Тембр – это окраска звука. Тембровое многообразие обеспечивает многокрасочность звучания хора, ансамбля, симфонического оркестра. В оркестре инструменты объединяются на основе сходства тембров и общности принципа звукоизвлечения. Внутри каждой группы инструменты имеют особый тембровый колорит.

Диапазон – объём всего звукоряда инструмента или голоса (от греч. dia pascon – через все струны). Диапазон делится на регистры: нижний, средний, верхний. Качество звучания инструмента или голоса в разных регистрах неодинаковое. Разные регистры у различных инструментов (и голосов) могут совпадать. Например, низкий регистр сопрано совпадает с высоким регистром баса.

Для единой и точной настройки инструментов оркестра или хора применяется камертон – металлический стержень, изогнутый в виде буквы “U”. Его концы могут свободно колебаться. Его колебания соответствую звуку “ля” первой октавы или “до” - второй. Камертон изобретён в 1711 г. английским музыкантом Дж. Шором. 

Нотная запись

Древнейший вид нотного письма – буквенная нотация, существовавшая уже в древнегреческом искусстве.

В XI в. итальянский теоретик Гвидо Аретинский предложил слоговые названия ступеней звукоряда. Ступени были названы по первым слогам соответствующей строки гимна Св. Иоанну (легендарному покровителю певцов).

1 – 6 ступени назывались: Ut – Re – Mi – Fa – Sol – La. Поначалу, они не имели абсолютно высотного значения.

В середине XVII в. итальянец Дж. Б. Донн заменил “Ut” на “Do”. Было закреплено высотное значение.

Равномерно пульсирующие удары являются в музыке счётной единицей времени, получившей название доли. Различаются сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие) доли. Система организации ритмического движения, основанная на сопряжении сильных и слабых долей называется метром (от греч.metron – мера, размер). Метроном – маятниковый прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени.

Акцент, возникающий на сильной доле метра, называется метрическим – это опорные моменты движения.

Метрика подразделяется на строгую и свободную. Строгая метрика несёт в себе упорядоченность, строгую повторяемость. Такая метрика присуща танцевальным жанрам, маршам, массовым песням, большей части классических произведений XVII-XIX вв. Строгая метрика воспринимается как естественная, т.к. в природе и в жизненных явлениях существуют пульс, дыхание, равномерный шаг; приливы и отливы и т.д. Она присуща силлабо-тоническому стихосложению. Свободная метрика часто встречается в народных песнях.

Отрезок музыкального времени между двумя равносильными метрическими акцентами называется тактом. Такты отделяются друг от друга тактовой чертой.

Для определения масштабов такта существует понятие размера.

Размер указывает количество долей в такте и длительность каждой доли. Размер обозначается двумя цифрами: 4/4; 2/4; 3/4; 2/8; 3/16 и т.д.

Мелодия (от греч. melodia – пение, песнь, напев) – основа музыки, одноголосное последование звуков, организованных интонационной связью посредством лада и ритма в логически стройное, художественно целое.

Мелодия представляет собой замкнутую интонационную структуру. “Мелодию” нужно отличать от “мелодики” и “мелодического начала”.

Мелодика – понятие, обозначающее обобщение характерных черт многих мелодий.

Мелодическое начало – мелодическое движение, основанное на принципе связи тонов по горизонтали.

Мелодия родилась из пения, в ней всегда выражается душевный мир человека. Мелодия обладает способностью самостоятельно воплощать художественный образ. Умение создавать мелодии – признаётся высшим даром композитора. Мелодия строится на основе интервалов. Совокупность восходящих и нисходящих интервалов создаёт мелодический рисунок.

Мелодия – это своего рода музыкальная речь. И как всякая речь, она членится на части, называемые построениями, между которыми существует граница – цезура.

Мелодии развиваются на основе принципов тождества и контраста. Принцип тождества выражается в повторении исходного материала. Повторы бывают точными и видоизменёнными.

Высший этап развития мелодии называется кульминацией.

В вокальном произведении кульминация подчёркивает наиболее значимое слово. Кульминация подготавливается восхождением, а за ней следует спад. Во многих мелодиях кульминация отсутствует. Иногда мелодия начинается с самого высокого звука и развивается в нисходящем положении.

Различаются вокальные и инструментальные мелодии.

Особенности вокальных мелодий обусловлены природными возможностями голоса: сравнительно небольшой диапазон, частые цезуры, что связано с дыханием и обусловлено наличием текста.

Инструментальные мелодии обусловлены возможностями различных инструментов.

Классическое представление о мелодии ассоциируется с пением.

В музыке XX в. усилилось влияние инструментальной мелодии на вокальную.

Украшение мелодии называется мелизмами. Они относятся к области музыкальной орнаментики. Мелизмы сформировались в музыкальной культуре в весьма отдалённые исторические времена. Они существуют как в народной, так и в профессиональной музыке во всех музыкальных культурах, но их по-разному называют: в Италии – фиоритуры (“цветения”); в Германии – “украшения”; во Франции – “вышивка”, “узор”; в Англии – “изящные, грациозные фигуры”.

Мелизмы встречаются в ранних памятниках музыкальной письменности – в византийских и григорианских напевах, в старинных русских церковных песнопениях, которые, правда, до сих пор до конца не расшифрованы.

Устойчивые формы мелизмы приобрели к XVI в. Их широко применяли в Италии, Франции, Англии, где сложились различные манеры использования мелизмов.

Особенно любимы были мелизмы в эпоху барокко и классицизма.

Основной смысл мелизмов – подчёркивание отдельных тонов мелодии путём их обыгрывания, придающего особую красоту и живость мелодии.

Основные виды мелизмов - форшлаги (короткий и долгий), мордент, группетто, трель.

Для удобства исполнителей ещё в середине XVI в. были введены специальные графические знаки, соответствующие различным видам мелизмов.

В современной музыке мелизмы используют редко: в тех случаях, когда за основу берётся музыкальный фольклор или при стилизации жанров и форм полифонического (многоголосного) стиля или классицизма XVIII в.

Общее понятие музыкального материала и музыкальной формы

Музыкальное произведение предстаёт перед слушателем в первую очередь как непосредственно воспринимаемый, организованный поток звучания – музыкальный материал.

В музыкальном произведении материал организован таким образом, что выразительные свойства его отдельных элементов, дополняя друг друга, создают художественный образ. Композитор (как и поэт, художник, скульптор) определённым образом располагает, “выстраивает” материал в законченное целое – музыкальную форму.

Особенности музыкальной формы обусловлены временной природой музыкального искусства, то есть, в отличие от пластических форм музыкальное произведение развёртывается во времени. В музыкальном искусстве существует целая система форм, среди которых различают малые формы, крупные формы.

Биографии художников