История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

 Искусство XIX в.

Развивалось в исторических условиях, способствовавших формированию чувства собственного достоинства у дворян, образованных по европейским стандартам и воспитанных в духе патриотизма. Очень скоро круг образованных людей пополнился представителями разночинцев – складывалась интеллигенция, то есть социальная база “потребителей” искусства стала значительно шире. Среди художников, напротив, появились профессионалы – выходцы из дворян. К ним относился, в частности, А.С.Пушкин, который писал: “Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать”. Дворянский быт и образ жизни были украшены искусством: произведения живописи, скульптуры, мелкой пластики, иконы – всё это было повседневным элементом жизни; музыкальное искусство широко культивировалось любителями, балы представляли собой действо, подчинённое строгой композиции, основу которой составляли танцы. В структуру бала обязательно входили полонез, вальс, мазурка и котильон.

Важнейшим видом искусства в России XIX в. в России стала литература, которая была уникальным явлением культуры, выполняя миссию социальных наук. В ней развивались те же литературные направления, что и в Европе: романтизм и реализм.

Живопись

В живописи начала XIX в. утверждение романтизма происходило одновременно с отмиранием классицизма. Классический идеал осуществлялся лишь в исторической живописи. В портрете утвердилась концепция романтизма.

Алексей Гаврилович Венецианов (1789-1847 гг.) – стал основоположником народного бытового жанра, художник опоэтизировал русскую природу и крестьян. Почти всю жизнь жил и работал в Тверской губернии в собственном имении Сафоново, где открыл художественную школу. Картины художника - “На пашне”, ”Весна”.

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857 гг.) по рождению был крепостным крестьянином. Вольную получил только в 1823 г. после долгих просьб общественности – “Портрет сына художника”.

Орест Адамович Кипренский (1781-1836 гг.) в своей живописи воплотил саму идею романтической эпохи. Самая знаменитая его картина – “Портрет Е.В.Давыдова”, брата известного поэта и героя Отечественной войны Дениса Давыдова.

Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852 гг.) – один из самых прославленных и знаменитых художников своего времени. Самая известная картина – “Последний день Помпеи”, о которой Евгений Баратынский писал:

Принёс он мирные трофеи

С собой в отеческую сень.

И был “последний день Помпеи”

Для русской кисти первый день.

После завершения своего шедевра Брюллов работал в основном жанре портрета.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791 – 1830 гг.) – впервые стал объединять разные планы картины общей световоздушной средой - “Веранда на берегу моря”.

Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858 гг.) был убеждён, что искусство может возвысить человека, сделать его лучше. Над главным произведением своей жизни, картиной “Явление Христа народу”, он работал 20 лет. Верно и прекрасно сказал о художнике Н.В.Гоголь: “Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы”.

Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852 гг.). Небольшие жанровые полотна художника составили полную картину, энциклопедию русской жизни, настолько они наполнены точными деталями и мельчайшими подробностями - “Сватовство майора”.

Василий Григорьевич Перов (1834 – 1882 гг.). Посвятил своё искусство “малым мира сего”. Его картины наполнены обличительным пафосом и состраданием. Наиболее известна “Тройка. Ученики-мастеровые везут воду”.

В 1863 г. 14 выпускников Академии художеств отказались писать диплом на предложенную тему и вышли из Академии, создав независимую Артель художников. Во главе Артели встал Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887 гг.). Крамской был замечательным портретистом, но художник мечтал посвятить себя живописи, связанной с серьёзными этическими проблемами. Эту свою мечту он воплотил в картине ”Христос в пустыне”.

В 1870 г. по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова (1834 – 1911 гг.) возникло Товарищество передвижных выставок. С Товариществом было связано творчество большинства русских художников – реалистов. Душой и идеологом Товарищества стал Крамской. Всего Товарищество организовало 48 выставок, последняя из которых состоялась в 1923 г. Большую роль в деятельности Товарищества играл критик Стасов.

Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900 гг.) был замечательным художником – маринистом.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1834 гг.) – многие свои работы посвятил евангелевским сюжетам, поскольку они давали возможность вывести некую формулу ”страдания и сострадания” – “Что есть истина” (“Христос и Пилат”).

Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898 гг.), Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900 гг.), Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897 гг.), Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927 гг.) были замечательными художниками – пейзажистами, каждый из которых, по - своему, воспел красоту родной природы, изображая не только сельский, но и городской пейзаж.

Василий Иванович Суриков (1848 – 1916 гг.) передавал в своих картинах ключевые события русской истории - “Переход Суворова через Альпы”, “Боярыня Морозова”.

Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1904 гг.) с эпическим бесстрастием запечатлел трагические эпизоды войн, художник оставил великолепные картины, посвящённые Средней Азии, философски осмыслил войну - ”Апофеоз войны”. Его знаменитая картина ”Стена плача” не была допущена в Россию.

Илья Ефимович Репин (1844 – 1930 гг.) был замечательным художником – реалистом, который работал в разных жанрах и в каждом оставил прекрасные произведения. Самую шумную известность ему принесла картина “Бурлаки на Волге”, которую восприняли как социальный вызов, но самого художника интересовали, прежде всего, характеры бурлаков.

Начало XX в. ознаменовано творчеством таких художников, как Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926 гг.), который черпал своё вдохновение в фольклорных образах.

Михаил Васильевич Нестеров (1862 – 1942 гг.) называл свою живопись “опоэтизированным реализмом” – “Богатыри”.

Валентин Александрович Серов (1865 – 1911 гг.) прекрасный портретист и новатор. Наиболее известная его картина “Девочка с персиками”.

Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1938 гг.). Для художника главным было богатство колористических эффектов. Его считают первым русским импрессионистом – “Хористка”.

Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910 гг.) работал в разных областях изобразительного искусства. В своей зрелой живописной манере он дробит форму, поэтому его картины отчасти напоминают мозаику. Его судьба была трагической – “Демон сидящий”.

В 1892 г. в истории русской культуры произошло очень важное событие: Павел Михайлович Третьяков подарил городу Москве своё собрание русской живописи. В последней трети XIX в., начиная с 1870 г., под Москвой, в усадьбе Абрамцево, образовалось художественное общество, в которое вошли Коровин, Серов, Врубель. Хозяином имения стал меценат Савва Иванович Мамонтов. В Абрамцеве была создана первая русская частная опера, в которой начинали свою карьеру замечательные певцы (Ф.И. Шаляпин), а спектакли оформляли вышеназванные художники.

Архитектура

Начало XIX в. отмечено небывалым размахом градостроительства. Это время синтеза архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства. Главными сооружениями становятся административные и гражданские здания. Ведущий архитектурный стиль – классицизм, который часто называют русским ампиром. Ведущими архитекторами были К.Росси (1775 – 1849 гг.), О.Бове (1784 – 1834 гг.), А.Воронихин (1759 – 1814 гг.), А.Захаров (1761 – 1811 гг.). В Петербурге наиболее монументальным произведением стал Исаакиевский собор – скульптор О.Р. де Монферран (1786 – 1858 гг.). Собор построен в стиле классицизма с элементами барокко и ренессанса. Над оформлением интерьера работали Брюллов, Бруни, Шебуев. Святыней собора была икона нерукотворного Образа Спасителя, принадлежавшая Петру I.

Скульптура

Расцвет скульптуры был связан с общественно – политическим подъёмом в России. Крупнейшим мастером, представителем классицизма был Иван Петрович Мартос (1754 – 1835 гг.). Выдающимся произведением скульптора стал памятник Минину и Пожарскому в Москве. В Петербурге он создал монументальный горельеф для Казанского собора “Источение Моисеем воды в пустыне”. На Марсовом поле в Петербурге в 1801 г. был установлен памятник Александру Суворову скульптора М.Козловского. К этому же периоду относится творчество И.И.Теребенева (1780 – 1815 гг.), Б.И.Орловского (1796 – 1837 гг.) – создал памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В малых формах работал Ф.П.Толстой – делал работы из гипса, фарфора, бронзы, чугуна. Тематика его работ связана с войной 1812 гг., а также изображались сцены из “Одиссеи “Гомера.

Музыка и театр

Всё более заметную роль в жизни России играло театральное искусство. В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в Москве появились Малый театр и Большой театр. В Петербурге в 1832 г. открылся Александрийский театр. Яркие страницы в театральном искусстве оставили П.С.Молчанов (1800 – 1848 гг.), М.С.Щепкин (1788 – 1863 гг.), М.Н.Ермолова (1853 – 1928 гг.), П.А. Стрепетова (1850 – 1903 гг.). С 50 – х гг. русский драматический театр неразрывно связан с именем А.Н.Островского (1823 – 1886 гг.). В музыке первой половины XIX в. наиболее популярным стал жанр романса. Некоторые из романсов считались народными песнями: “Вдоль по улице метелица метёт” А.Варламова (1801 – 1848 гг.) и др. Самыми известными композиторами, работавшими в жанре романса, были, кроме Варламова, А.Верстовский(1799 – 1862 гг.), А.Алябьев (1787 – 1851 гг.), А Гурилёв (1803 – 1856 гг.). Возникновение национальной школы русской музыки связано с именем М.Глинки (1804 – 1857 гг.) - “Жизнь за царя”. Демократизация музыкального искусства связана с именем А.Даргомыжского. В 1859 г. А.Рубинштейн (1829 – 1894 гг.) возглавил Русское музыкальное общество, а в 1862 г. он же создал первую в России консерваторию. Тогда же была организована бесплатная музыкальная школа. В 1866 г. открылась консерватория в Москве, её возглавил Н.Рубинштейн. В это же время формировались основные принципы русской музыкальной критики в работах А.Серова, В.Стасова, А. Лароша. М. Балакирев (1836 - 1910 гг.) объединил вокруг себя Ц.Кюи, М.Мусоргского, Н.Римского – Корсакова и А.Бородина – так возникло объединение композиторов “Могучая кучка”. Название принадлежит Стасову.

Наивысшего расцвета русская музыка достигла в творчестве П.И.Чайковского (1840-1893 гг.). Композитор был непревзойдённым симфонистом, реформатором балета, он создал и новый тип оперы, работал и в малых жанрах. В конце XIX – начале XX в. новые тенденции в музыкальное искусство принесли А. Глазунов, С. Танеев, А. Лядов, В. Калинников. Гениальным композитором новой эпохи стал С.В. Рахманинов.

В начале XX в. русское искусство в европейских странах почти не знали. В 1906 г. Бенуа и Дягелев привезли в Париж “кусочек” русской культуры. Они организовали выставку более чем из 700 произведений – от древнерусских икон до живописи авангарда. Продолжением этой выставки стали сезоны “Русского балета” в Париже. До начала Первой мировой войны Дягелев и его друзья показали в Париже 22 балета и 10 опер. Дягелев открыл публике Стравинского, представив его балеты “Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священная”. Исполнительское искусство было представлено танцорами В.Нежинским, А.Павловой и И.Рубинштейн. Хореографом-новатором выступал Фокин. Спектакли оформляли художники Бакст, Бенуа, Рерих, Коровин, Добужинский.

Мирискусникам удалось, по словам Дягелева, “возвеличить русское искусство на Западе”. Объединение “Мир искусства” существовало с 1898 г. по 1924 г. Деятельность была очень многогранной. В него входили многие яркие представители разных видов искусства.

Биографии художников