История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство в художественной культуре различных исторических эпох

Исторические эпохи, в рамках которых будет рассмотрено искусство как элемент художественной культуры:

 

I

Древний мир – художественная культура Древнего мира:

1)искусство Древнего Египта; 2)искусство Античности.

II

Европейское Средневековье – художественная культура Европейского Средневековья:

1)Западноевропейское искусство Средневековья;

2)Византийское и Древнерусское искусство.

III

Ренессанс – художественная культура Возрождения:

1)Итальянское искусство (Флорентийское искусство);

2)искусство Испании, Германии, Нидерландов.

IV

Эпоха Просвещения – художественная культура эпохи Просвещения:

1)искусство барокко;

2)искусство рококо;

3)искусство классицизма;

4)искусство сентиментализма.

Предромантизм.

V

XIX век

1)романтизм как тип художественной культуры – искусство романтизма;

2)реализм XIX века – искусство реализма;

3)импрессионизм, постимпрессионизм, символизм в искусстве западноевропейских стран и в России

VI

XX век

культура XX века – современное искусство России, стран Западной Европы, Америки

Не трудно заметить, что за пределами нашего внимания остался огромный пласт (пласты) искусства – это искусство Японии, Китая, Кореи, Вьетнама, Восточной Европы, Центральной Азии, народов Севера и т.д. Это объясняется тем, что невозможно охватить всё искусство, созданное человечеством за свою историю, в небольшом по объёму пособии.

Русское искусство генетически и типологически связано с европейским в его византийском варианте и с европейским искусством Нового времени (Франция, Германия, Италия и др. страны), а в настоящее время отечественное искусство, как и всё европейское искусство, подвержено агрессивному натиску искусства США, а отчасти и афро-американского искусства.

Европейское искусство выросло из Античности – этим и объясняется выбор предложенных для ознакомления типов художественной культуры и искусства.

Искусство Древнего Египта представляет собой один из типов великого Восточного искусства, созданного древнейшими цивилизациями, и уходящего своими корнями в доисторические времена. Это искусство, возможно, вывело человечество из его “колыбели”- состояния первобытности. (Это ещё одна проблема не только и не столько нашего предмета, как целого ряда различных наук и философии).

Мы, тем не менее, дополним наш перечень ещё двумя пунктами:

1. Синкретическое искусство первобытной эпохи.

2. Искусство Востока-Запада.

Понятия “Восток” и ”Запад” в данном контексте имеют не хронологическое, не географическое, а типологическое содержание:

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,

Пока не предстанут Небо с Землёй на Страшный Господень суд.

Но нет Востока и Запада нет, что – племя, родина, род,

Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встаёт?

(“Баллада о Востоке и Западе” Редьярд Киплинг).

Типологическая характеристика искусства

Все искусства подразделяются на три большие группы:

1. Пространственные искусства.

2. Временные искусства.

3. Пространственно-временные.

Эти три группы различаются способом материального бытия.

Внутри каждой из этих групп можно назвать по несколько видов искусства, которые объединены способом материального бытия, но различаются:

- знаковой, семантической природой, материалом, из которого создаются в них художественные образы (“языком”) – своей ролью в художественной культуре.

К пространственным искусствам относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись и графика, скульптура. Пространственные искусства незаменимы в создании образов, визуализации незримого (Репин. Портрет соседки по даче).

“Наслаждаться одновременностью” – главная способность пространственных искусств.

Пространственные искусства, создавая визуальные художественные образы, превратились в орган культурной памяти человечества.

Виды искусства, относящиеся к этой группе, называют пластическими.

Бернштейн Б.М. в статье “Пространственные искусства как феномен культуры” писал: «…колонна, статуя или картина пребывают, омываемые потоком времени, и это пребывание ограничено лишь долговечностью материала» (Искусство в системе культуры. Л., 1987, с.139). Однако пластические пространственные искусства способны (каждое в меру своих возможностей) воплощать и временные аспекты бытия.

На протяжении истории пространственные пластические искусства, меняя свои позиции в художественной культуре, своё место среди других искусств, постоянно осуществляют функцию формирования культурного пространства и зримого выражения духовной сути многообразных культур.

К временным искусствам относятся словесное искусство и музыка.

Словесному искусству традиционно отдаётся первенство, поскольку оно пользуется универсальным средством – языком. Возможности человеческого языка огромны. Кроме того, “общедоступность” в пользовании языком рождает заблуждение, которое заключается в том, что литературу считают искусством, не требующим специальной подготовки для своего восприятия. Однако “язык” литературы – это особый язык, в нём материализуются результаты художественной деятельности писателя-творца (художника). Музыка – это искусство, в котором художественный образ материализуется в звуках – один из сложнейших видов искусства. И литературное и музыкальное произведение живёт во времени, и, будучи исполняемо неоднократно, оно остаётся самим собой и, в то же время, становится иным.

К пространственно-временным видам искусства относятся искусство танца, театр, кино (телевидение, цирк, эстрада и т.д.). В разных видах пространственно-временного искусства обязательно воплощается принцип “здесь и сейчас”, но один из этих искусств, требуют “техники тела”, в них доминирует “обнаружение себя” (цирк), в других преимущественное значение приобретает “выражение собой”.

Зрелищные искусства синтетичны по своей природе, хотя мера сложности в различных видах искусства может быть различной. Данное семейство искусств представляет собой открытую систему и находится в зависимости от технических возможностей, вообще от уровня развития техники в ту или иную эпоху.

Биографии художников