История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство второй половины XXв.

Живопись 50 – 90 – х гг. XX в.

В послевоенные годы продолжали творить Пикассо, Шагал, Матисс. Пикассо становится главным художником эпохи. Основной темой его творчества остаётся художник и натура.

Марк Шагал (1887 – 1985 гг.) родился на окраине Витебска. Родной город стал для него одним из главных персонажей искусства, фоном и средой большинства полотен. Шагал – выходец из многодетной семьи мелкого торговца, до конца жизни он сохранил нежное отношение к быту еврейского захолустья, поэтизировал каждую мелочь местечковой жизни, придавая ей эпическую ритуальность и лиризм. Образование Шагал получил в Витебске, затем в Петербурге в школе Общества поощрения художеств и в частных студиях. С 1910 г. по 1914 г. Шагал жил в Париже – в колонии художников “Ля Рюш”. Он участвовал в выставках, что принесло ему признание не только во Франции, но и в России. В 1914 г. в Берлине состоялась его первая персональная выставка. В 1914 г. он вернулся в Россию, вскоре началась Первая мировая война, Шагал был мобилизован в Российскую армию. Служба в военной канцелярии оставляла время для занятий творчеством. После революции 1917 г. Шагал уехал в Витебск, где продолжал заниматься творчеством и начал новую для себя деятельность в качестве организатора художественного образования. В 1920 г. в Москве Шагал расписал для интерьера Государственного еврейского камерного театра ряд панно, занавес и потолок, оформлял спектакли. В еврейском театре Габима он работал с Е.Б.Вахтанговым. Работы художника экспонировались на многочисленных выставках. Шагал, не выдержав лишений послереволюционной жизни и тех конфликтов, которые постоянно возникали в его среде, покинул Россию. Большую часть жизни он прожил во Франции и несколько лет, с 1941 по 1948 гг. – в США. Шагал много путешествовал, он создавал обширные живописные и графические циклы. Делал витражи для католических храмов и для синагоги медицинского центра “Хадассах” в Иерусалиме. Он работал также в жанре мелкой пластики, книжной иллюстрации, делал росписи общественных зданий (фойе театра “Уотергейт” в Лондоне, плафон парижской “Гран - Опера”), создавал мозаику (панно для фасада “Метрополитен Опера” в Нью - Йорке). Умер Шагал, достигнув мирового признания, славы и материальной обеспеченности.

“Шагал такой же экспрессионист, как фовист, кубист, примитивист или неоклассик. В разные годы то или иное направление сильнее проглядывает в его искусстве, но эти акценты не имеют решающего значения, потому что мастер из Витебска создал свой собственный универсальный стиль и в неожиданном свете представил новаторские искания современного искусства”, - писал о художнике русский искусствовед и театровед Б.М.Зингерман. Его работы хранятся в музеях всего мира, например, “Я и деревня” – в США, “Белое распятие” – там же, а знаменитая картина Шагала “Прогулка” находится в Государственном Русском музее в Санкт – Петербурге.

Американский абстрактный экспрессионизм

Джексон Поллак создавал свои произведения следующим образом: расстилал огромные холсты на полу в своей мастерской, выливал на них краски из продырявленных вёдер, размазывал краску пальцами и швабрами. Поллак основой своего творчества считал экстатические действия индейских шаманов. Теоретик американского авангарда Гарольд Розенберг утверждал, что в творчестве Поллака совершается “жест освобождения” от гуманизма, традиции и тонкого вкуса. Оставил полотна “№ 1” (1949 г.), ”Без названия” (1950 г.).

Виллем де Кунинг в 50-х гг. шокировал публику серией своих пронумерованных картин – “Женщины”, изображавших существа, похожие на идолов (“Две женщины на природе” – 1954 г.).

Европейская живопись наполнена отчаянием и горечью, рождённых воспоминаниями о войне.

Жан Фотрие одним из первых художников изобразил в серии картин “Заложники” разлогающиеся трупы, чем шокировал зрителей и дал толчок дискуссии, разгоревшейся между критиками, о допустимости таких образов в искусстве.

Фрэнсис Бэкон (1909 – 1992 гг.) – автор картин, написанных то в кричаще – ярких, то в блёкло – серых тонах. Герой его живописи – одинокий человек, заключённый в клетку комнат, то есть вырванный из мира.

Жан Дюбюффе был противником “удушающей” культуры, объявил ей войну. Был апологетом брутального искусства мексиканских аборигенов, афро – американцев и людей с психическими отклонениями.

Выходцы из России, вместе со своими французскими коллегами создали во Франции разновидность абстрактной живописи – ташизм. Это течение в послевоенном абстракционизме, в котором произведения создаются быстрыми движениями руки, не фиксируемыми сознанием. Представители – Серж Поляков, Никола де Сталь, Ж.Матье, Х.Хартунг и др. 

В 1952 г. в Лондоне возникает группа, которая устраивает выставки с названиями “Коллажи объект”, “Человек, машина и движение”. В группу входили Р.Гамильтон, Э.Паолоцци, П.Блейк и др.

Искусство постмодернизма

В начале 60 – х гг. в западном искусстве сформировался постмодернизм. Термин был перенесён из архитектурной теории в другие области художественного творчества. Он является поздним этапом модернизма и включает в себя поп – арт и “новый реализм” (французский вариант поп - арта). “Поп – арт – это искусство, которое не знает, что оно искусство” (Класс Ольденбург). Зачинатели поп – арта – Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс. Термин “поп” впервые был использован английским художественным критиком Лоуренсом Аллоуэйем применительно к картинам Раушенберга, а также перформансам и инсталляциям американских художников 50 – х гг. Впоследствии термин стал применяться к искусству, черпающему свои образы и идеи из коммерческих масс – медиа.

Новый реализм

Возник в Париже в 1960 г. Течению присуще стремление к социальной тематике и экспериментаторству. Глава течения – художник самоучка Ив Кляйн (1928 – 1962 гг.), который устраивал выставки пустых стен галерей или на глазах богемной и светской публики отпечатывал на холстах тела натурщиц, покрытых синей краской.

Арманд Фернандес создавал так называемые “аккумуляции”, которые представляли собой пластиковые ёмкости, набитые всяким мусором.

Дитер Рот – скульптор, дизайнер и поэт. Оставил большое количество “бесконечных произведений искусства”. В его серии “Маленький закат” композиции сделаны из двух листов бумаги, проложенных куском салями. Его произведения “Поэметрия” (1968 г.) представляла собой куски сырой баранины, положенные в кулёк, на который нанесены строки, посвящённые смерти и эросу. Со временем мясо стало разлагаться, появились насекомые, в чём, по мысли автора, выразился выход произведения из-под контроля своего творца – это было началом самостоятельной жизни творения искусства. Рот работал в жанре автопортрета. Его произведения выполнены из белого и чёрного шоколада, который со временем испортился и покрылся патиной.

Поп-арт породил множество других не менее эксцентричных феноменов, идей и явлений. Среди его достижений – хэппенинги, перформансы, инсталяции и т.п. Поп-арт придал большое значение надписям, типа “Мать – это мать”, “Я люблю тебя вместе со своим Фордом” (Дж.Розенквист – 1961 г.).

Параллельно с поп-артом существовали в этот период такие течения, как концептуализм, минималь-арт, лэнд-арт, оп-арт, видео-арт, боди-арт, психоделика, кинетическое искусство и тотальное искусство.

Архитектура послевоенного периода отличается пестротой и стилевым разнообразием. В 60-х гг. XX в. началась “гонка небоскрёбов”. Основные направления:

- неофункционализм, который стремился гармонично вписывать сооружения в сложившуюся среду (комплекс “Уотерсайд”) – архитекторы Льюис Дэвис и Сэмюэль Броди; гостиница “Ридженси Хайэтт” – архитектор Джон Портмен;

- экспрессионизм и антифункционализм – манера, опирающаяся на геометрию непрямых углов и кривых линий. Самое известное творение – здание Филармонии в Берлине Шаруна;

- необрутализм характерен для Великобритании, отличается массивностью открытых конструкций из грубого бетона и материалов с крупной текстурой (жилой комплекс Брунсвик сентр в Блумсбери) – авторы Лесли Мартин и Патрик Ходжкинсон. Шедевром считается построенный в Канаде колледж Скарборо близ Торонто – архитектор Дж.Эндрьюс;

- метаболизм представлен архитектурой Японии. Главная фигура японской архитектуры Кэндзо Тангэ, вершиной творчества которого стал комплекс спортивных сооружений Йойоги, выстроенный к Олимпиаде 1964 г.

Примерно с 70-х гг. XX в.в архитектуре господствует постмодернизм, который возник в контексте шедевров архитектуры прошлого. Наиболее яркий пример европейского постмодернизма – перестройка Национальной галереи Лондона Робертом Вентури. Крупнейшим европейским представителем постмодернизма 80 – х гг. считается Джеймс Стерлинг, построивший в Германии новое здание Государственной галереи в Штудгарте. Постмодернизм не выработал собственной системы принципов, подпал под влияние коммерциализации и угас в 90 – е гг. XX в. Его сменили:

- неорационализм – представители Альдо Росси и Рафаэль Монео;

- деконструктивизм – представители Фрэнк Гери, Заха Хадид, Бернард Чуми. Питер Эйзенман создавал дома без учёта их пригодности для жизни, поэтому их назвали “домами мазохистов, построенных садистом”. В 80 – е гг. это направление исчезло;

- стиль хай - тек возник в 70 – х гг. благодаря технологической революции, которая привела к концу индустриальное общество и породило эстетическую утопию. Эта утопия и воплотилась в стиле хай - тек, который рассматривался как альтернатива модернизму и постмодернизму. К числу наиболее заметных творений стиля хай - тек относится центр искусств и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса. В настоящее время в этом стиле построено значительное число сооружений по всему миру.

Биографии художников