История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

Искусство Западной Европы второй половины XIX в.

Градостроительство и архитектура

Франция

После 1815 г. ампир утрачивает свои позиции, архитекторы стремятся к обновлению выразительных средств. Одним из тех, кто внёс значительный вклад в изменение архитектуры, был Анри Лабруст (1801 – 1875 гг.) – создатель интерьера Библиотеки Святой Женевьевы. Он применяет ажурные металлические арки, металлоконструкции, с помощью чего организует пространство большого светлого помещения. Новаторство проявилось в том, что он использовал стеклянную стену, которой отделил читальный зал от книгохранилища. Наружный облик зданий Лабруст оставляет традиционным.

Примером инженерного зодчества стала стальная башня высотой 300 метров, спроектированная А.Г.Эйфелем (1832 – 1923 гг.) для всемирной выставки 1889 г. в Париже.

В конце XIX в получает распространение железобетон, на свойствах которого основано архитектурное конструирование XX в. Всё более широко начинают использоваться крупноблочные конструкции. Начинается серийное производство строительных блоков для жилых домов.

В период Второй Империи префект Парижа барон Осман начал перепланировку столицы Франции. От круглой площади звезды были проложены дополнительно к пяти имеющимся ещё семь магистралей, были расширены бульвары, возведены пять новых мостов через Сену, построено здание Парижской Оперы архитектором Шарлем Гарнье (1825 – 1898 гг.). Стиль Гарнье отличался фундаментальностью и эклектичностью декора.

Англия

Англия лидировала в промышленной архитектуре, в строительстве и в мостостроении. Англичане широко применяли металл в несущих конструкциях зданий и стекло для оранжерей и теплиц.

В 1851 г. для Международной выставки в Лондоне Джозеф Пэкстон (1801 – 1865 гг.) возвёл хрустальный дворец длиной 564 метра, использовав лёгкий металлический каркас. Этот же архитектор вместе с Бертоном создал Оранжерею Чатсуорт.

Новаторством отличался “Красный дом”, построенный Филиппом Уэббом.

Уильям Моррис основал мастерские для производства мебели, витражей, создал издательство, которое должно было выпускать высокохудожественные книги.

Реализм в европейском искусстве XIX в.

Реализм в широком смысле слова – метод художественного, объективного и всестороннего отображения действительности в искусстве. Возникает вместе с искусством, в ходе развития эволюционирует, приобретая всё новые и новые черты и формы. В искусствознании используют термины: “наивный реализм” для характеристики искусства первобытности, ”мифологический реализм” античности, “просветительский реализм” XVIII в. В XIX в. появляется новый тип реализма. Этот художественный метод перемещает интерес художников с внутренних переживаний человека на выявление причин, обусловливающих эти переживания. Возникает так называемый “критический реализм”.

Термин “реализм” впервые применён к произведениям художественной культуры французским литературным критиком Жаном Шанфлери, который использовал его для противопоставления романтизму. Наиболее полно принципы реализма воплотились в литературе, в живописи реалистический метод способствовал развитию бытового жанра, а также портрета и пейзажа. Одним из совершеннейших рисовальщиков XIX в. был Оноре Домье (1808 – 1878 гг.). Он родился в Марселе в семье стекольщика. В 8 лет с семьёй переехал в Париж. Изобретённая в 1796 г. литография во Францию проникла позже, но была очень востребована в этой стране. Литографический способ воспроизведения позволял быстрее и дешевле создавать изображения. Революция во Франции 1830 г. способствовала тому, что литография стала очень популярной. Домье стал выдающимся мастером. Он сотрудничал с различными журналами, создавал злободневные политические карикатуры. Среди них большая литография – “Улица Транснонен 14 апреля 1834 г.”, которая стала вершиной его творчества (литография конфискована полицией). После запрета во Франции политической карикатуры в 1835 г. Домье нашёл новые темы. Он создаёт серии “День холостяка”, “Парижские переживания”, особое место в его творчестве занимает серия ”Древняя история”, в которой события предстают в комическом виде. Новый расцвет творчества Домье начинается на исходе 40 – х гг. Он создаёт серии “Добрые буржуа”, ”Люди юстиции”, “Синие чулки”. Венцом политических карикатур Домье сала гравюра “Король Неаполя”. Домье работал и как живописец.

Жан – Батист Камиль Коро (1796 – 1875 гг.) ставил своей задачей добиться передачи естественного освещения. Его работы отличаются продуманной композицией. В начале 1850 – х гг. Коро начинают привлекать переходные состояния природы. Он варьирует один и тот же мотив (“Порыв ветра”).

В этот же период работают художники: Теодор Руссо (1812 – 1867 гг.), Шарль Франсуа Добиньи (1817 – 1878 гг.), Жан Франсуа Милле (1814 – 1875 гг.), Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.). С именем Курбе связывают появление во французском искусстве социальной типизации и подчёркнуто критического отношения ко многим сторонам общественной жизни Франции.

Искусство Англии

Крупнейшим английским пейзажистом начала века был Джозеф Миллорд Уильям Тернер (1775 – 1851 гг.) – художник, оставивший огромное творческое наследие. Для его романтических пейзажей характерна тонкая передача проявлений стихии дождя, тумана, шторма.

В 40 – е гг. возникло содружество так называемых прерафаэлитов, которые выступали против академизма, отрицали дух индустриализма. Свой идеал они видели в искусстве раннего средневековья и Ренессанса дорафаэлевского времени. Идеологом объединения был Джон Рёскин (1819 – 1900 гг.) – писатель, теоретик искусства. Он опирался на этический принцип единства красоты и добра.

Уильям Моррис (1834 – 1896 гг.) - близкий к Рёскину по взглядам теоретик искусства, художник, поэт. Он пропагандировал возврат к ремесленному труду, организовал художественно-промышленные мастерские по изготовлению произведений декоративно-прикладного искусства.

Биографии художников