История мирового искусства

История искусства
Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Рима
Искусство Византии
Готическое искусство
Искусство эпохи Возрождения
Высокое Возрождение
Искусство Барокко
Искусство рококо
Искусство эпохи Просвещения
Живопись импрессионизма
Искусство европейского модернизма
Русское искусство
Искусство московской Руси
Изобразительное искусство
Живопись
Импрессионизм
Техника живописи
Анималистический жанр
Стили и направления в искусстве
Символизм
Ар Нуво
Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Фовизм
Экспрессионизм
Кубизм
Футуризм
АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.
РОЖДЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА
ПОСТСУПРЕМАТИЗМ
Дадаизм
Движение Дада в Ганновере
Метафизическая живопис
Сюрреализм
ЛУЧИЗМ Одна из версий русского авангарда
БАУХАУЗ
Высший художественнотехнический институт
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ В США
ТАШИЗМ
Оп арт
Кинетическое искусство
Попарт
Гиперреализм (фотореализм)
Акционизм в искусстве
ВИДЕОАРТ
Биографии художников
БААДЕР, Иоганнес
ТЦАРА, Тристан
АРП, Жан (Ганс)
Сальвадор Дали
Лисицкий
ГАБО, НАУМ
Филип Перлстайн
Таммик
Лучишкин Сергей Алексеевич
Борис Николаевич Яковлев
ДЕЙНЕКА Александр Александрович
ПИМЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
Этторе Соттсасс
История искусства в России
Медиаискусство
Московский концептуализм
Минималистская эстетика в СССР
Социалистический реализм
СОВЕТСКАЯ ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Круг художников
НЕОРЕАЛИЗМ
СУРОВЫЙ СТИЛЬ

История мирового искусства – учебная дисциплина, требующая от студентов знания общей истории, культурологии, философии, без которых содержание и значение искусства не могут быть осмыслены в полной мере. Объём материала, который предстоит освоить, также очень велик. Предлагаемое учебное пособие даёт краткое изложение только необходимого минимума информации, но может служить достаточно надёжной основой для самостоятельной работы каждого студента. Можно порекомендовать использовать данное пособие для того, чтобы в обширных, часто многотомных учебниках по искусствознанию и истории искусства находить главное, а также наиболее интересное для себя.

Изучение истории искусства предполагает не только освоение минимума знаний, но и выработку теоретически обоснованного художественного вкуса. Учебное пособие рассчитано на то, чтобы помочь в этом сложном процессе.

Учитывая повышенный интерес к музыке, а также дефицит теоретических сведений об этом виде искусства у молодёжи и состояние дел в сфере молодёжной культуры, автор счёл необходимым включить в пособие специальный раздел, посвящённый основам теории музыки в надежде на то, что этот вид искусства будет лучше понят студентами.

Понятие искусства. Специфика искусства как способа художественного освоения действительности

Искусство – это самосознание культуры, т.е. оно воссоздаёт содержание и строение каждого её исторического типа и каждого регионального, национального, социального и т.д. состояния.

Искусство – есть результат (и процесс) художественной деятельности человека.

“Художественное” - это тоже многозначное понятие:

- оно может быть истолковано как “придуманное”, не реальное “вымышленное”;

- оно может истолковываться как оппозиция понятию “научное”;

-“научное” - “научно-популярное”-“художественное” (фантастика в литературе может “опережать”науку в жизни, открытия науки в целях популяризации могут быть представлены в занимательном, упрощённом, но не в художественном стиле, ключе);

-“художественное” может быть истолковано как “смоделированное”, “воссозданное”, ”сотворённое”. В этом понимании термина “художественное” заключён особый смысл: художественная деятельность – это деятельность моделирующая, т.е. познавательная. Следовательно, искусство – это одна из форм освоения мира.

Художественная деятельность никогда, даже в глубочайшей древности, не была вызвана необходимостью (Гнедич С.) - это проявление свободной воли человека, его творческого потенциала. Эта деятельность обязательно предполагает желание (волю) создать нечто совершенное, прекрасное, красивое, т.е. художник – творец (от дикаря-ребёнка до гения в любую эпоху истории человечества: всегда, творит по законам красоты или по эстетическим законам).

“Эстетическое” (греч. слово):

1.“Эстетическое” – чувственно воспринимаемое, т.е. зрением, слухом.

2.“Эстетическое”- это особый род эмоционально-оценивающего освоения человеком реальности. Оно предполагает, прежде всего, созерцание отдельных предметов, (единичного), которые постигаются как нечто завершённое и целостное.

“Целостность” - это трудно определяемое качество предмета, которое вызывает у воспринимающего единую реакцию на предмет, которое порождает общее впечатление. “Целостность” есть состояние самодостаточности, завершённости, индивидуальной полноты и неизбыточности. <…> состояние объекта, располагающее к созерцательному приятию его” (Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987, с.20).

  Такой предмет вызывает ощущение необходимости в нём каждой детали. “Он максимально упорядочен и завершён” (Хализев. С.17), в нём ничего нельзя “ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже” (Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. М., 1935, т.1, с.178).

Эстетическое созерцание имеет миросозерцательный и одновременно познавательный характер. Воспринимая предмет эстетически, человек силой непосредственного чувства, не прибегая к логическим процедурам, прозревает его значимость для себя.

Эстетическое созерцание имеет два аспекта:

- объективный – предметный;

- субъективный – эмоциональный.

Следовательно, оно может осуществляться как взаимодействие свойств воспринимаемых предметов и свойств воспринимающего сознания.

Эстетическое созерцание следует отличать от моральной оценки, религиозных переживаний, от утилитарных оценок, а также от научного познания, сопряжённого с интеллектуальной деятельностью.

Это связано с тем, что искусство, наука, религия, мораль – разные формы общественного сознания. И вообще сознания как отражения действительности. Каждая из форм специфична во всех отношениях, но это относится к философской проблематике и нами здесь не рассматривается. Важно понимать, что существуют две формы освоение мира: понятийно-логическая и чувственно-образная. Вторая характерна для искусства, но они не существуют изолированно друг от друга: воображение, чувственное восприятие действительности необходимы учёному, но конечный результат его труда - это теоретическое, строго логическое построение – закон, который часто может быть выражен формулой или однозначной формулировкой, содержащей термины или научные понятия.

Художнику кроме эмпирического опыта и воображения всегда необходимо точное знание (в разных видах искусства - разные знания искусства слова, архитектуры, кино), знание законов, действующих в той сфере искусства, точнее, художественной деятельности, в которой он самореализуется. Кроме того, художник должен знать что-то такое о человеке и о мире человека, что сделало бы его интересным для людей. Иначе самая искусная вещь останется только вещью, “поделкой”, но не произведением искусства. Конечным результатом труда художника является художественный образ. Это очень сложный, не до конца изученный феномен. Начнём с простого. Образ как феномен сознания и как чувственная (слуховая, зрительная) воплощённость представлений рассматривался многими учёными (Потебня А.А. Мысль и язык. Эстетическое и художественное. С. 259-267).

Художественный образ – это чувственная воплощённость представлений (а не самих предметов), в создании которых принимает активное участие воображение автора.

Автор не просто воспроизводит единичные факты, предметы и т.д., но сгущает, концентрирует существенные для себя стороны жизни с целью оценивающего осмысления.

Начиная со второй половины 20 века этот процесс активно изучается с позиции семиотики (Лотман Ю.М. Семиотика. М., 1983). Основными понятиями семиотики являются “знак”, “знаковая система”, “семантика” и др. (Ч.Пирс 1837-1914 гг.-типология знаков).

Художественный вымысел на ранних этапах развития искусства не осознавался, поскольку архаичное сознание не различало и не разграничивало правды исторической и правды художественной. Хотя даже древние народные сказки не выдавали себя за зеркало реальности.

Аристотель в 9 главе “Поэтики” разграничивает эти понятия: (историк говорит о случившемся, поэт – возможном). Каждая следующая эпоха – эллинизм, Возрождение, классицизм, романтизм, реализм по-своему решали эту проблему (одну из самых сложных философско-эстетических проблем). Однако какое бы решение ни предлагали исследователи, искусство без вымышленных образов существовать не может. Д.С.Лихачёв предложил следующее её решение: формы первичной реальности воспроизводятся художником избирательно и так или иначе преображаются, в результате чего возникает внутренний мир произведения. При этом имеют место две тенденции художественной образности: условность и жизнеподобие (они взаимодействуют) (см. Хализев, с.117).

Вывод. Искусство – это образная сфера культуры.

Искусство – важнейшая автономная часть культуры, один из способов освоения мира человеком, одна из форм общественного сознания. Спецификой искусства является его ориентация на эстетическое освоение реальности. Эстетическая деятельность – специфическая деятельность. Предельная свобода человека возможна именно в эстетической деятельности, то есть “деятельности по законам красоты”. Его сфера - созданные творческим усилием человека произведения, предназначенные для эстетического восприятия.

Биографии художников