История мирового искусства

Математика Решение задач типового задания из учебника Кузнецова
Примеры решения задач
Функции комплексного переменного
Ряд Тейлора
Ряд Лорана
Сингулярный интеграл
Аналитическая геометрия
Найти общий интеграл дифференциального уравнения
Вычислить пределы числовых последовательностей
Исследовать на сходимость числовые ряды
Алгебра матриц
Физика
Теория электрических цепей
Лабораторные работы по электротехнике и физике
Электродинамика
Электрический заряд
Электрическое поле в вакууме
Работа электрических сил
Потенциал электростатического поля
Графическое изображение электростатического поля
Практическое занятие по физике
Теория электрических цепей
Тепловое излучение
Специальная теория относительности

Законы фотоэффекта

Теория атома водорода по Бору
Волновые свойства микрочастиц
Контрольная работа № 1
Уравнение Шредингера
Квантовая модель атома водорода
Многоэлектронные атомы. Принцип Паули

Квантовая теория свободных электронов в металле

Нерелятивистская квантовая механика
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада.
Изучить экзоэнергетические реакции деления и синтеза.
Лекции и конспекты по физике
Машины постоянного тока
Элементы зонной теории твердого тела
Расчет мостового выпрямителя с фильтром
Полупроводники
Высокочастотные полевые транзисторы
Основные уравнения электродинамики
Распространение волн в реальных диэлектриках
Понятие о магнитном токе

Векторы электромагнитного поля

Закон электромагнитной индукции
Теорема Гаусса в дифференциальной форме
Векторные операции в различных системах координат
Силовые линии и эквипотенциальные поверхности
Граничные условия на поверхности раздела двух диэлектриков.
Поле внутри проводящего тела в условиях электростатики
Плоскопараллельное поле
Ёмкость
Поле и ёмкость параллельных несоосных цилиндров
Формулы Максвелла
Ротор (вихрь)
Электрическое поле в проводящей среде
Магнитное поле постоянных токов
Расчет магнитных экранов
Энергия магнитного поля
Переменное электромагнитное поле в неподвижной среде
Плоская волна в проводящей среде
Теорема Умова-Пойнтинга
Поверхностный эффект
Атомная физика
Атомные ядра

РАДИОАКТИВНОСТЬ

ЯДЕРНЫЕ РЕАКЦИИ
ФИЗИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ
История мирового искусства
Искусство древнего мира
Современное искусство
История искусства в России
 
Архитектура ПК
 

История мирового искусства – учебная дисциплина, требующая от студентов знания общей истории, культурологии, философии, без которых содержание и значение искусства не могут быть осмыслены в полной мере. Объём материала, который предстоит освоить, также очень велик. Предлагаемое учебное пособие даёт краткое изложение только необходимого минимума информации, но может служить достаточно надёжной основой для самостоятельной работы каждого студента. Можно порекомендовать использовать данное пособие для того, чтобы в обширных, часто многотомных учебниках по искусствознанию и истории искусства находить главное, а также наиболее интересное для себя.

Искусство в художественной культуре различных исторических эпох

Прогресс искусства Шедевры искусства появляются там и тогда, где и когда традиция и новаторство “сходятся”

Проблема вкуса Вкус – это способность к самостоятельному ориентированию в потоке разнородных продуктов художественного производства, избиранию собственно художественных произведений, осознанию их содержательно – артистических достоинств и установлению их ценностной значимости.

Искусство первобытной эпохи

Искусство Древнего Египта Древний Восток – родина нескольких великих и самобытных цивилизаций, обогативших культуру и искусство человечества, непреходящими ценностями. Несмотря на то, что развитие Востока и Запада исторически проходило в постоянной борьбе, западное искусство впитало в себя многие достижения искусства Востока, порой, даже не осознавая этого. Из всех древних культур Востока мы рассмотрим только искусство Древнего Египта, которое неразрывно связано с историей государства.

Античное искусство явилось базой для искусства современной Европы, этим объясняется наше особое внимание к нему, хотя в странах древнего востока Индии, Китая, Японии также существовали интереснейшие самобытные художественные культуры. С образцами искусства этих стран можно познакомиться в Московском музее искусств народов Востока, а также используя материалы, хранящиеся в РГБ.

Искусство Древнего Рима Переходным звеном между искусством между искусством Древней Греции и Древнего Рима было искусств этрусков. Этруски – пелассгические племена, вытесненные дарийцами, двинулись на Аппенинский полуостров, смешались с коренным населением, принесли свою культуру. Художественный уровень культуры и искусства этрусков столь велик, что Рим никогда не смог до него возвысится.

Искусство Византии Византия IV – XV вв. н.э. – была страной величественной и блестящей. Свой международный престиж её правители поддерживали всеми возможными средствами и способами. Искусство в их ряду занимало не последнее место.

Готическое искусство Современники называли искусство, пришедшее на смену романской архитектуре, “французской манерой”, потому что Франция раньше других стран осуществила переход к новому стилю. Термин “готика” возник в среде творцов эпохи Возрождения. Вначале термин применяли только по отношению к литературе на неправильной латыни. Долгое время готическим именовали всё искусство Средневековья, с конца XIX в. термином “готика” обозначают поздний период средневековой культуры и искусства.

Искусство эпохи Возрождения в Италии Термин “Возрождение” был впервые использован для обозначения определённого феномена в 1550 г. Итальянским архитектором и историком искусства Джорджо Вазари (1511 – 1584 гг.) в книге “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”.

Высокое Возрождение Если проторенессанс длился в Италии полтора столетия, ранний – сто лет, то высокое Возрождение заняло всего три десятилетия. Окончание этого периода датируют 1530 г., когда итальянские города утратили свободу в результате глубокого кризиса внутри страны и посягательств габсбургской монархии. Колыбелью раннего Возрождения по праву считается Флоренция, центром высокого – Рим и Венеция. Высокое Возрождение связано с именами трёх великих художников: Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.), Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564 гг.) и Рафаэля Санти (1483 – 1520 гг.). 

Искусство Барокко XVII в. для Европы – время становления культуры, основой которой является наука. Научная революция даёт толчок техническому прогрессу. Картина мира, сложившаяся ещё с античных времён, претерпевает кардинальные изменения. Мир постигается через систему законов, выраженных математическим языком. Образ мира, выраженный в символах искусства, утратил своё мировоззренческое значение.

Искусство рококо – это завершающая стадия барокко, которое утрачивает многие свои признаки и превращается в средство украшения досуга. Рококо возникло во Франции и получило свое название от французского слова, означающего ”орнаментальный мотив, осколки камней или раковин”. Слова Людовика XV “После нас – хоть потоп”, – прекрасно выражают дух времени и искусства рококо. Этот стиль соответствовал, прежде всего, настроениям аристократии, которая утратила политическое влияние и независимость, а вместе с ними, уверенность в завтрашнем дне.

Искусство эпохи Просвещения XVIII в. отличается многообразием художественных стилей. Продолжают существовать старые и возникают новые направления: сентиментализм и предромантизм. Термин “сентиментализм” появился после опубликования в 1768 г. романа английского писателя Лоренса Стерна “Сентиментальное путешествие по Франции и Италии“ и обозначает чувствительность. Сентименталисты идеализировали душевный мир своих героев. Но в обществе были востребованы искренность, естественность, близость человека к природе. Таким образом углублялись противоречия, нарастали эгоизм и агрессия. Все виды искусства испытали на себе влияние нового стиля.

Искусство Западной Европы второй половины XIX в. Градостроительство и архитектура

Живопись импрессионизма Импрессионизм – направление в искусстве последней трети XIX в. – начала XX в. Представители этого направления стремились естественно и непредвзято запечатлеть изменчивость мира и мимолётность впечатлений. Происхождение термина связано с названием одной из картин К.Моне. В каталоге выставки она была обозначена “Впечатление. Восход солнца”. Выставка состоялась весной 1874г. Она положила начало движению молодых художников, в которое входили Ренуар, Мане, Писсаро, Сислей, Дега, Сезанн и Берта Моризо.

Искусство европейского модернизма В 90 – е гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль, получивший название “модерн”. В разных странах эта стадия искусства получила различные наименования. Стиль модерн существовал в ситуации глубокого кризиса, охватившего мир искусства. Кризис проявлялся в архитектуре, в прикладных искусствах.

Искусство второй половины XXв. Живопись 50 – 90 – х гг. XX в. В послевоенные годы продолжали творить Пикассо, Шагал, Матисс. Пикассо становится главным художником эпохи. Основной темой его творчества остаётся художник и натура.

Русское искусство В 988 г. Русь приняла крещение от Византии. Православие стало духовной основой Руси. Через христианство Древняя Русь вступила в более тесное творческое взаимодействие с культурным миром. Вместе с тем, христианство не смогло одержать полной победы нал язычеством. Постепенно сложилось так называемое двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.

Искусство московской Руси Московский период был эпохой развития единой русской культуры, что сказалось и на характере искусства. Особенностью развития искусства этого времени является отсутствие стадии Ренессанса. Переход к искусству нового времени принял драматическую форму выбора пути. Это затронуло все сферы жизни. В искусстве проявилось появлением светских мотивов, новых жанров и образов. Окончательный выбор был сделан в петровское время.

Искусство XIX в. Развивалось в исторических условиях, способствовавших формированию чувства собственного достоинства у дворян, образованных по европейским стандартам и воспитанных в духе патриотизма. Очень скоро круг образованных людей пополнился представителями разночинцев – складывалась интеллигенция, то есть социальная база “потребителей” искусства стала значительно шире. Среди художников, напротив, появились профессионалы – выходцы из дворян.

Музыка как вид искусства родилась из народного творчества, истоки которого уходят в доисторическую древность. Слово “музыка” - производное от “муза”, то есть “мыслящая”. Этимологическая связь между словами не случайна, она выявляет родственность творчества и вдохновения.

Изобразительное искусство - это художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека.

Живопись. Средства художественной выразительности Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Цвет — главное средство живописи.

ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ В живописи одинаково важны и рисунок, и живопись и композиция. Главным средством выразительности в живописи является цвет. Существуют ахроматические цвета (белый, серый, черный) и хроматические, которые отличаются цветовыми оттенками, насыщенностью, яркостью. Цвет в пейзаже используется не только как изобразительное средство, но и как выразительное, его состояния у нас вызывают различные эмоции, пробуждают чувства, создают различные настроения: радостное, грустное, спокойное, тревожное и т.д.

Импрессионизм — художественный стиль в искусстве последней трети XIX -начала XX в. — оказал огромное влияние на все последующее искусство. Его представители стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояния природы живописными средствами. Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во Франции, когда Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега в своих живописных работах отразили все многообразие и сложность городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Для их произведений характерны случайные ситуации, смелость композиционных решений, кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур рамой.

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Живописцев привлекали все более разнообразные сюжеты. Это и привело к появлению в XVII в. жанров не только в живописи, но и в графике, и в скульптуре. Существуют такие жанры, как портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический, исторический, мифологический и др. Рассмотрим историю их возникновения и развития подробнее.

Анималистический жанр Многие художники любят изображать зверей и птиц. Некоторые из них посвятили этому все свое творчество. Они создают произведения анималистического жанра. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детенышей. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрациях к научным и детским книгам.