Практическое занятие № 1.
Тема: Тепловое излучение. Закон
Стефана-Больцмана. Закон Вина.
Цель занятия: Ознакомиться с основными законами
теплового излучения.
Время, отведённое на проведение занятия 2 часа.
Порядок
проведения занятия:
повторить теоретический материал;
решить типовые
задачи;
решить самостоятельно предложенные задачи.
Основные теоретические
положения.
Определения:
1) Энергетическая (интегральная) светимость
, где
- мощность, излучаемая с поверхности площадью S.
2)
Излучательная способность (спектральная плотность энергетической светимости)
или
.
l
- длина волны,
w - частота (круговая
частота)
Законы: 1) Стефана – Больцмана
,
где s = 5,7×10-8

2) I закон Вина
, где b = 2,9×10-3
м×К.
3) II закон Вина
где с¢=1,3×10-5 
lmax –
длина волны, на которую приходится максимум излучения,
rmax – максимальное
значение r.
4) Гипотеза Планка: энергия излучается и поглощается порциями.
e = hn
5)
Формула Планка

где
; e = 2,7;
Дж/К.
Типовые задачи
1) Вычислить lmax
для человека (t = 37°С), электрической
лампочки (t » 2500°C), Солнца (t = 5600°C) ядерного взрыва (t »
2×107°C).
;
2)
Вычислить мощность теплового излучения Солнца (считая, что
м, T » 6000 К, коэффициент черноты = 1).
Þ 
3) Оценить
для человека 
Задачи для самостоятельного решения.
1)
Вычислить суточные потери энергии для человека, считая, что площадь его тела S
= 2м2, а температура окружающей среды
1) -20°С.
2)
+20°С.
Сравнить с энергией, получаемой
с продуктами питания.

2)
Оценить энергию кванта, соответствующего lmax для человека.

3)
Установить связь между
и 
;

4) Вывести из формулы Планка
формулы Релея – Джинса и Вина.
Если l
велико (формула Р-Д), то 
Если
l мало (формула В), то 
5)
Вывести из формулы Планка законы Вина
Используем условие экстремальности

Þ 
обозначая
, получаем 
Полагая
,
имеем x » 5, т.е
Þ lmax
и rmax
6) Вывести из формулы Планка законы Релея – Джинса.
R =
.
Используем справочный интеграл 
Дополнительные задачи
В.С Волькенштейн “Сборник
задач по общему курсу физики” (18.5; 18.6; 18.9; 18.12; 18.15; 18.20).
Теоретические
вопросы (для проверки усвоения)
1. Какова природа теплового излучения?
2.
Чем интересно тепловое излучение?
3. Как формулируются законы Стефана –
Больцмана и Вина?
4. Сформулируйте гипотезу Планка.
5. В чем сущность
инфракрасной и ультрафиолетовой катастроф?
6. Выглядит график r(l)?
7.
Какое тело при равной температуре светит ярче черное или белое?
8. Как
формулируется закон Кирхгофа?
9. Что является примером черного тела?
Литература:
Трофимова
Т.И., Курс физики. М.: Высшая школа, 2002 – 367-374 с.
Тема: Специальная
теория относительности. Цель занятия: Вывести преобразования Лоренца, рассмотреть
законы релятивистской динамики и их следствия.
Тема: Законы
фотоэффекта. Эффект Комптона. Цель занятия: Изучить законы квантовой теории
излучения.
Тема: Теория атома водорода
по Бору. Цель занятия: Рассчитать характеристики траектории электрона в водородном
атоме.
Тема: Волновые свойства
микрочастиц. Гипотеза де Бройля. Цель занятия: Ознакомиться с волновыми свойствами
микрочастиц и правилами расчёта длины волны де Брой.
Тема: Контрольная
работа № 1.
Тема: Уравнение
Шредингера. Решение уравнения Шредингера для стационарных состояний. Цель
занятия: Ознакомить студентов с основами квантовой механики.
Тема: Квантовая
модель атома водорода. Квантовые числа. Цель занятия: Ознакомить студентов
с особенностями движения микрочастиц.
Тема: Многоэлектронные
атомы. Принцип Паули. Теория теплоемкости по Эйнштейну. Цель занятия: Рассмотреть
основы квантовой теории системы частиц.
Тема: Квантовая
теория свободных электронов в металле. Цель занятия: Изучить особенности квантовой
теории теплоёмкости.
Семинарское занятие Тема: “Нерелятивистская
квантовая механика” (коллоквиум) Цель занятия: Проверить степень усвоения
квантовой теории.
Тема: Атомное
ядро. Закон радиоактивного распада. Правило смещения. Цель занятия: Изучить
законы радиоактивного распада.
Тема Ядерные реакции. Цель занятия: Изучить
экзоэнергетические реакции деления и синтеза.